БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
взаимного
обучения, система организации и методов обучения в нач. школе, при к-рой
старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя
вели занятия с остальными учащимися. Назв. получила по именам англ, педагогов
А. Белла (A. Bell; 1753 -1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или
1778-1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения.
Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В нач.
19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия
и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты. В школах
взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них
не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые
на десятки (отделения), учились у мониторов, к-рые учились сами, а для
обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить
в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным
дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических
знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.
В России школы,работавшие по Б.-Л.с., стали
открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного
обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди
солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и др. в организованных
ими школах (ок. 800 чел. уч-ся) расширили содержание образования, ввели
историю, лит-ру, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным
материалам, они составляли таблицы с антикрепостнич. содержанием, старались
пробудить самостоят. мысль учащихся и дать им политич. воспитание. Декабристская
орг-ция "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая
такие школы, была уничтожена царским пр-вом незадолго до восстания декабристов.
Лит.: Дружинин Н. М., Декабрист
И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, "Уч. зап. Московского городского
педагогического ин-та", 1941, т. 2, в. 1; Салимова К. И., Из истории школы
и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760 -
1830), "Изв. Академии педагогических наук РСФСР", 1959, № 105; Паина С.
Б., Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818 -1825 гг.),
в кн.: Новые исследования в педагогических науках, [М., 1968, в. 12].
М. Ф. Шабаева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я