БЕЛОЕ МОРЕ
средиземное море Северного
Ледовитого ок. у сев. берегов Европ. части СССР. На С. проливом Горло,
сев. часть к-рого наз. Воронкой, соединяется с Баренцевым м.; граница с
ним проходит по линии мыс Канин Нос - мыс Святой Нос. Пл. ок. 90 тыс. км2.
Ср.
глуб. 60 м, наибольшая 330 м (в сев.-вост. части Кандалакшского
зал.). Крупные заливы (губы): Кандалакшский, Онежский, Двинский и Мезенский.
Крупные острова -Соловецкий, Моржовец, Мудьюгский. Сев.-зап. берега высокие
и скалистые, юго-восточные - пологие и низкие. В Б. м. впадают реки: Сев.
Двина, Мезень, Онега, Выг, Нива, Умба, Варзуга, Поной и др.
Б. м.- шельфовое море, совр. котловина
к-рого представляет собой окраин-номатериковую депрессию, возникшую на
склоне кристаллич. Балтийского щита. Дно моря имеет сильно расчленённый
рельеф. В сев.-зап. части расположена Кандалакшская впадина с резко очерченными
бортами, по-видимому, сбросового происхождения; к Ю. бт неё находится возвышенность
- основание Соловецких о-вов.
Много небольших подводных возвышенностей
Поверхностные течения в открытой части
Фауна Б. м. представлена реликтами холодного
Б. м. было известно новгородцам в 11 в.
С кон. 15 до нач. 18 вв. Б. м. имело значение
Первые гидрографич. сведения о Б. м. относятся
Б. м. имеет большое трансп. значение, связывая
Лит.: Кузнецов В. В., Белое море
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
("луд") имеется в Онежском зал. В Горле и Воронке, а также в Мезенском
зал. характерны подводные песчаные гряды, созданные приливными течениями.
Донные отложения основной части моря и Двинского зал. представлены илом
и песчанистым илом, в Кан-далакшском, Онежском заливах и в сев. части моря
преобладают песчаные и каменистые грунты. Нередко (особенно вблизи берега)
на дне обнажаются ледниковые отложения. Подобно Балтийскому м., с к-рым
Б. м. исторически тесно связано, в последнюю ледниковую эпоху котловина
Б. м. была заполнена льдом. Только в антропогеновый период (Иоль-диевое
время), когда край ледника отступил на С.-З., котловина была затоплена
морскими водами. О. К. Леонтьев. Климат переходный от морского полярного
к континентальному умеренному. Ср. темп-pa воздуха в янв. от -9 до -13°С,
в июле от 8 до 15°С. Зимой преобладают юго-зап. ветры, летом - сев.-восточные.
Облачность в течение всего года велика (7-8 баллов). Часты туманы. Годовая
сумма осадков уменьшается с Ю. (529 мм, Онега) на С.-В. (282 мм,
Канин
Нос). Темп-pa воды на поверхности моря летом от 6, 9°С (в Воронке, Горле
и Онежском зал.) до 15°С (в центр, части), с появлением льда зимой от -1,3
до -1,7°С в центр, части и от -0,5 до -0,7°С в заливах. Солёность воды
в Воронке 34,0-34,5°/
моря слабые, неустойчивые, скорость менее 1 км/ч. В заливах скорость
течений значительно увеличивается. Через Воронку и Горло осуществляется
постоянный водообмен между Б. м. и Баренцевым м. Здесь большое значение
имеют приливные течения. Приливы правильные полусуточные, от 1 м
(на Ю.) до 10 м (в Мезенском зал.). Глубинные воды Б. м. (глубже
100 м) отличаются постоянством темп-ры (-1,4°С) и солёности (30°/
в Горле.
Иольдиевого (арктич. формы) и тёплого Литоринового (бореальные формы) периодов.
Донная фауна насчитывает 720 видов, ихтиофауна - более 60 видов, фауна
морских млекопитающих - 5 видов (без учёта эпизодически заходящих).
Богатство края пушным и морским зверем и удобство мор. связей определили
его быстрое освоение. Уже в то время были установлены торговые связи между
народами, населявшими берега Каспийского и Белого морей, осуществлявшиеся
по речным путям. На берегах Б. м. появляются рус. поселения, старейшее
-Холмогоры.
важнейшего морского пути, связывавшего Россию с Зап. Европой. В нач. 18
в. трансп. роль Б. м. несколько уменьшилась в связи с основанием Петербурга
и выходом России к Балтийскому м. С 20-х гг. 20 в. значит. часть мор. перевозок
стала осуществляться через незамерзающий порт Баренцева моря - Мурманск
.
к сер. 16 в. Обстоятельные работы по съёмке и промерам были выполнены в
1827-32 рус. учёным М. Ф. Рей-неке, к-рый составил и издал "Атлас Белого
моря" и сделал гидрографич. описание его. Регулярные метеорологич. наблюдения
в Б. м. начались с 1840; с нач. 20 в. стали проводиться и гидроло-гич.
наблюдения. Во 2-й пол. 19 в. начались экспедиц. исследования Б. м., во
время к-рых велись глубоководные гидрологич. и биологич. наблюдения. В
1891-1902 под рук. Н. М. Книповича впервые выполнены комплексные исследования
глубоководной части моря. В кон. 19 и нач. 20 вв. осуществлена подробная
гидрографич. съёмка Б. м. После Окт. революции получили развитие комплексные
исследования природы Б. м. спец. экспедициями и постоянными биологич. и
гидрометеорологич. станциями, обсерваториями и науч. институтами.
экономич. районы Севера Европ. части СССР с портами Азиат. части СССР и
иностр. гос-в. Крупные порты Б. м.: Архангельск, Беломорск, Онега, Мезень,
Кемь, Кандалакша, Умба. В грузообороте преобладают лес, лесоматериалы,
уголь, соль. Б. м. связано Беломорско-Балтийским каналом с Балтийским
м. и Волга-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина с Азовским,
Чёрным и Каспийским морями. В мор. промысле преобладает добыча тюленей,
лов сельди. Развивается промысел водорослей, особенно агароносных (анфельции,
фурце-лярии).
и биологические особенности его флоры и фауны, М.- Л., 1960. Н. Я. Арсенъева.