БЕЛОРУССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

БЕЛОРУССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА , образована
в мае 1953. Управление в Минске. Пролегает в основном по территории БССР
(св. 97% ) и частично по территории УССР и Литов. ССР. Дорога граничит
с Октябрьской ж. д. (ст. Алеща и Езерище), с Прибалтийской ж. д. (ст. Бигосово,
Гудогай, Пабраде, Поречье и Стасилаи); с Московской ж. д. (ст. Закопытье,
Заольша, Красное, Сураж и Шестеровка); с Юго-Западной ж. д. (ст. Новобелицкая,
Овруч и Тереховка) и Львовской ж. д. (ст. Вербка и Лунинец). На западе
Б. ж. д. подходит к гос. границе СССР и граничит с польскими ж. д. (ст.
Лососна, Берестовица, Свислочь, Высоко-Литовск и Брест). Эксплуатационная
линия Б. ж. д. в современных (1970) границах - 5400 км, или 4% от
протяжённости всей сети ж. д. СССР. Б. ж. д. связывает районы Сев.-Запада
и Прибалтики с районами Юго-Запада, Донбасса и Приднепровья, а также обеспечивает
транспортные связи СССР с ПНР и ГДР.


Осн. направления Б. ж. д.- старейшие на
сети. Так, линия Смоленск- Минск-Брест закончена строительством в 1871,
линия Гомель - Лунинец - Брест - в 1882-86; Вильнюс - Минск - Гомель -в
1873, Невель - Полоцк - Молодеч-но - Волковыск - в 1906. За годы Сов. власти
построены: Лепель - Орша -Кричев - Сураж, Шестеровка - Могилёв - Осиповичи,
Барановичи - Слуцк.


В период Великой Отечеств, войны 1941-45
и оккупации БССР нем.-фаш. захватчиками ж.-д. хозяйство республики было
разрушено, однако уже к 1950 Б. ж. д. была в основном восстановлена.


В 1969 грузооборот Б. ж. д. составил св.
46 млрд. т-км, или ок. 2%от сетевого. Более половины грузооборота
Б. ж. д. освоено тепловозной тягой. Б. ж. д. преим. транзитная. В общем
объёме грузооборота транзит составляет 56%, ввоз 22%, вывоз 7% и местное
сообщение 15%. Во ввозе преобладают уголь, металлы, стройматериалы, отд.
виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищ. пром-сти, хлебные грузы, в
вывозе - в основном автомобили, тракторы, нефте-грузы, продукция с. х-ва.
В местном сообщении по ж. д. преим. перевозят строит. грузы, торф, лесоматериалы,
продукты с. х-ва. Грузонапряжённость Б. ж. д. относительно невелика - примерно
7,8 млн. т-км/км, что вдвое меньше средне-сетевой, однако отдельные
участки ж. д. (Тереховка - Гомель - Минск - Гудогай; Орша- Минск - Брест;
Закопытье-Гомель - Брест и др.) имеют большую грузонапряжённость. Наиболее
крупные пункты отправления и прибытия грузов: Полоцк, Брест, Витебск, Могилёв,
Калий, Лососна, Кричев.


Б. ж. д. осуществляет интенсивные пассажирские
перевозки как во внутри-республиканском, так и в транзитном сообщении между
районами Прибалтики и Сев.-Запада с Южными и Юго-Зап. районами страны.
В сообщениях через Брест ежегодно увеличиваются междунар. пассажирские
перевозки. Общий пасса-жирооборот в 1969 составил 6,7 млрд. пасс.-кл, или
2,6% от сетевого. В нём транзит составляет 26%. Большой удельный вес занимают
пригородные перевозки пассажиров (20%). Г. С. Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я