БЕЛЫЙ СТИХ
(букв. пер. с франц.
vers blanc, восходит к англ, blank verse), нерифмованный стих в силлабич.
и сил-лабо-тонич. стихосложении. Б. с. нельзя смешивать с метрич. античным
или рус. былинным стихом, к-рым вообще не свойственна рифма. Структурную
роль рифм в Б, с. играет единообразие или чередование определ. клаузул
(окончаний
стихотворных строк). Из-за отсутствия системы рифмовки для Б. с. характерна
астрофичность или бедная строфика и вместе с тем большая свобода и речевая
гибкость. В России Б. с. впервые применён в силлабич. стихосложении А.
Д. Кантемиром, а в силлабо-тоническом -М. В. Ломоносовым. К Б. с. прибегали
А. Н. Радищев ("Бова", "Песни древние и исторические"; см. о Б. с. в его
"Путешествии...", гл. "Тверь"), В. А. Жуковский. Б. с. (обычно 5-стопный
ямб) связан гл. обр. с драматургич. жанрами (напр., драматургия У. Шекспира,
в рус. лит-ре -"Борис Годунов" и "маленькие трагедии" А. С. Пушкина, драматич.
трилогия А. К. Толстого). Образцы Б. с. в рус. поэзии - стих. Пушкина "Вновь
я посетил", М. Ю. Лермонтова "Слышу ли голос твой", поэмы В. А. Луговского
"Середина века".
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я