БЕНУА
Александр Николаевич [21.4(3.5).1870,
Петербург,-9.2.1960, Париж], рус. художник, историк искусства, художеств,
критик. Сын арх. Н. Л.Бенуа.
Различные представители морского бентоса.
Организмы, свободно передвигающиеся по дну: краб Carcinus (2); морская
звезда Asterias (3). Организмы, то лежащие на дне, то плавающие: скат (4);
камбала
(5).
Организмы
малоподвижные: моллюски - хитон (Chiton)
(6);
гребешок (Pecten)
(9); блюдечко (Patella) (//). Организмы, прикреплённые или лежащие
на дне: устрицы (8). Организмы, закапывающиеся в грунт: ланцетник
(15); моллюск Муа (16). Организмы, сверлящие скалы: моллюск Pholas
(12). Организмы, неподвижно прикреплённые: кораллы, строящие рифы
(1); ракообразное - морской жёлудь (Balanus) (7); асцидия Phallusia (10);
стеклянная губка Euplectella (13); трубчатый червь Spi-rografis
(14);
гидроид
Tabularia (17); морская лилия (18).
Искусству обучался самостоятельно. Жил
в Петербурге. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из организаторов
и идейный руководитель объединения "Мир искусства" и журнала того
же наименования. В своей кн. "История русской живописи в 19 веке" (ч. 1-2,
СПБ, 1901-02) и статьях нач. 1900-х гг. Б. подверг критике академич. иск-во,
а также выступил с идеалистич. позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского
и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием
оценки произв. иск-ва их "художественность". От некоторых полемически заострённых
оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического
наследия, в т. ч. рус. иск-ва
18 - 1-й четв. 19 вв., Б. был инициатором
создания ряда искусствоведч. изданий и музеев (сборники "Художественные
сокровища России", ред. в 1901-03; журн. "Старые годы"; Музей старого Петербурга
и т. д.). В предреволюц. годы выступал против крайних формалистич. направлений.
С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников иск-ва
и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, зав.
картинной галереей к-рого он был в 1918-26).
Ощущение кризиса бурж. общества и неизбежности
революц. потрясений приводит Б. к поискам "вечных", "устойчивых" духовных
и эстетич. идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь
с увлечением иск-вом Франции 17-18 вв. и России 18 - 1-й четв. 19 вв.,
это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Б.- создатель
особой разновидности историч. живописи, типичной для "Мира искусства",
т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтич.
отражения той области истории, к-рую в каждую эпоху составляют её быт и
иск-во. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся
к упадку дворянской культуры (серия "Последние прогулки Людовика XIV",
1897-98; "Версальская серия", 1905-03). Грустная ирония пронизывает его
картины, в к-рых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены
с непреходящей и величеств. красотой совершенных произв. иск-ва. В завитках
старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное
выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к
искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени.
Б. принадлежит к числу реформаторов рус. театралыю-декорац. живописи на
рубеже 20 в. (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903, и балет "Павильон
Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907, -Мариинский театр в Петербурге). С 1908
оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет "Петрушка"
И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был её художественным
руководителем. В 1913-15 зав. художеств. частью и режиссёр МХТ ("Молье-ровский
спектакль", 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко).
С 1919 режиссёр и художник Академич. театра оперы и балета ("Пиковая дама"
П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматич. театра ("Слуга двух господ"
К. Гольдони, 1921)-в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художеств.
цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории,
тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графич. изяществом иллюстрации
Б., в т. ч. илл. к "Медному всаднику" А. С. Пушкина (один из вариантов
издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматич. пафосу пушкинского стиха.
С 1926 Б. жил в Париже, работая гл. обр.
над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии
и др. стран. Портрет стр. 199. Илл. см. на вклейке к стр. 208.
Соч.: Русская школа живописи, СПБ, 1904;
Художественные письма, газета "Речь", ноябрь 1908 - февраль 1917; Царское
село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История
живописи всех времен и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончено); Возникновение
"Мира искусства", Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1 - 2, Ныо-Йорк,
1955; Александр Беиуа размышляет... Г статьи и письма 1917 - 1960 гг.],
М., 1968; Memoirs, v. 1 - 2, L., 1960 - 64.
Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П., 1921;
Э т к и н д М., А. Н. Бенуа, Л.- М., 1965.
В. М. Петюшенко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я