БЕРАНЖЕ
(Beranger) Пьер Жан (19.8.1780,
Париж,-16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного;
с детских лет воспринял освободит. идеи Великой франц. революции. В своих
первых поэтич. опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре
обратился к песне. Б. поднял традиц. фольклорный куплет с рефреном до уровня
профессионального иск-ва. Он придал песне жанровое и композиц. разнообразие,
невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой
из "высоких" жанров - в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв,
песню-памфлет, сатирич. песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую.
Нек-рые его песни построены как лирич. монолог, как ораторское выступление
или жанровая картинка. Иногда песня Б.- портретная зарисовка или миниатюрная
новелла. В пору Первой империи (1804-14) песни Б. отличаются эпикуреизмом,
добродушным юмором; политич. сатира встречается лишь изредка - напр., песня
"Король Ивето" (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен
Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем нар.
вражды к Бурбонам, к дворянско-католич. реакции; его политич. сатира достигает
расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую
власть ("Бесконечномалые"), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции ("Маркиз
де Караба", "Белая кокарда"), католич. духовенство и иезуитов ("Святые
отцы", "Смерть сатаны"), противопоставляя им образы наполеоновских солдат
("Старый сержант", "Старый капрал"). Дважды Б. привлекался к суду (1821
и 1828) за сб-ки песен и попадал в тюрьму. Вожди офиц. оппозиции -бурж.
либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе
и твёрдо верил в падение режима Реставрации ("14-е июля").
Б. участвовал в Июльской революции 1830
и воспел её, но вскоре увидел, что бурж. монархия не облегчила положение
народа ("Жак", "Старый бродяга"). В поисках выхода он обратился к утопич.
социализму, славил его учителей ("Безумцы"). Отвращение к владычеству фи-нанс.
аристократии, отразившееся у Б. в резких антибурж. песнях ("Бонди"), возвращало
поэта к мысли о новой революции ("Идея"). Нарастание нар. недовольства
в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне "Потоп", предвещавшей Революцию 1848.
К. Маркс называл Б. "бессмертным". Рус.
революц. демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов
высоко ценили его наследие. В 50-60-х гг. 19 в. огромную популярность его
песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили
из Б. сов. поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский
и др.).
Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 4, P.,
1868 - 78; Ma biographie, P.. 1857; Correspon-dance, v. 1-4, P., 1860;
в рус. пер.- Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893;
Поли. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1-2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.
Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество
Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Беликовский
С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; С т а р и ц ы н а
3. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Beranger,
P., 1861; Arnould A., Beranger, ses amis, ses en-nemis et ses critiques,
v. 1 - 2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Beranger, В., [1960],
Touchard J., La gloire de Beranger, [v.] 1 - 2, P., 1968 (имеется библ.).
Ю. И. Данилин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я