БЕРГСОН
(Bergson) Анри (18.10.1859,
Париж,-4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма
и
философии
жизни. С 1900 проф. Коллеж де Франс; с 1914 чл. Франц. академии. В
1927 Б. присуждена Нобелевская пр. по лит-ре как блестящему стилисту.
Мировоззрение Б. формировалось непосредственно
под влиянием франц. спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану;
нек-рое
влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона;
своими корнями интуитивная метафизика связана с неоплатонизмом.
Выступая
против механицизма и дог-матич. рационализма, Б. утверждает в качестве
подлинной и первонач. реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность,
радикально отличающуюся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по себе,
являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть
постигнута только с помощью интуиции, к-рая, будучи своеобразной
симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной
природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему
как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б.
призывает обратиться к собств. жизни сознания, к-рая дана каждому непосредственно.
Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психич. жизни является
непрерывная изменчивость состояний, к-рые незаметно переходят одно в другое,
длятся. Эта длительность (duree) и составляет самоё жизнь сознания, её
структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они
непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они
различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению
и исчислению, как материальные объекты (см. "Время и свобода воли", М.,
1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный,
а временной характер. Это "качественное", "живое" время радикально отличается
от того понятия механическо-физич. времени, к-рое, по мнению Б., возникает
в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует
в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие
оперирования с "мёртвыми вещами" - материальными, пространственными объектами.
В соответствии со своей природой - способностью мыслить лишь в пространств,
количеств, категориях ("... наши понятия сформировались по образцу твердых
тел ...",- "Творческая эволюция", М.-СПБ, 1914, с. III) - интеллект способен
понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое,
ибо он, согласно Б., имеет чисто практич. назначение - формировать и фабриковать
неорганизованную материю.
Учение об интеллекте и интуиции получает
у Б. обоснование в его метафизике-в концепции эволюции органич. мира. Жизнь,
к-рая изнутри предстаёт как психич. реальность - длительность, есть, согласно
Б., некий метафизическо-кос-мический процесс, "жизненный порыв" (elan vital),
своего рода могучий поток творч. формирования: по мере ослабления напряжения
жизнь распадается, превращаясь в материю, к-рая характеризуется Б. как
неодушевлённая масса, вещество и т. п. Т. о., материя, лишённая самостоят.
онто-логич. статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе
развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально
единого жизненного потока, последний разделяется как бы на неск. струй,
в каждой из к-рых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную
материю (см. там же, с. 121).
А. Н. Б е н у а. Эскиз декорации к балету
"Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина. Тушь, акварель, гуашь, графитный карандаш.
1907. Русский музей. Ленинград.
А. Н. Б е н у а. Эскизы костюмов к балету
"Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина: слева - паши (гуашь, тушь, бронза);
справа - виконта Рене в образе Ринальдо (гуашь, тушь, бронза, серебро).
1907. Русский музей. Ленинград.
К ст. Бенуа А. Н.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я