К ст. Бернини Л.
1.< Площадь
св. Петра в Риме. 1657-63. 2. "Экстаз св. Терезы". Мрамор. 1644-52:
Капелла
Корваро церкви,Санта-Мария делла Витгория. Рим. 3. "Давид". Мрамор. 1623.
Музей и галерея Боргезе. Рим. 4. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657-63.
А. Бергсон.
В центре философии Б.- проблема творчества,
к-рое
он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо
творческое, поскольку через него проходит путь -"жизненного порыва". Способность
к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррацион.
интуицией, к-рая, как божеств, дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит
к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников
теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в т.
ч. и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б.
признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: "закрытый"
и "открытый". Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и
имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина
- в жертву пользе. С т. зр. "открытой" морали личность и творчество эстетич.,
религ. и нравств. ценностей выше интересов сохранения рода.
Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна.
Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность,
то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы)
оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает своё вето
на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, "косным" понятиям
"текучие", способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают
дела. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции делает невозможным
филос. познание, ибо созерцаемое в "чистой" интуиции без всякого понятийного
различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости
Б. приходит к полному субъективизму (см. "Восприятие изменчивости", СПБ,
1913). Учение Б. оказало значит. влияние на философию (прагматизм Джемса,
персонализм,
экзистенциализм, философия истории Тойнби), лит-ру (М. Пруст),
иск-во (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия
Б. подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая
эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; Политцер
Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в
борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская
философия, М., 1968, с. 270-74 и др.).
Соч.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ, 1913-14;
Философская интуиция, "Новые идеи в философии", 1912, сб. 1; Длительность
и одновременность, П., 1923.
Лит.: К р о н е р Р., Философия
"творческой эволюции", в сб.: Логос, кн. 1, М-, 1910; Бабы нин Б. Н., Философия
Бергсона, "Вопросы философии и психологии", 1911, № 108 - 109; Вышеславцев
Б., Этика Фихте, М., 1914, гл. 6; Лосский Н. О., Интуитивная философия
Бергсона, П., 1922; Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона, "Литературный
критик", 1935, № 5; Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960; Воронов
А. И.. Интуитивная философия Бергсона, М., 1962; Jurevics Р., Н. Bergson.
Eine Einfuhrung in seine Philosophie, Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson,
P., 1966; Rоbinet A., Berg-son et les metamorphoses de la duree, [2 ed.,
P., 1966]; Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.- [N. Y.. 1968J.
Я. П. Гайденко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я