БЕРДЯЕВ

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (6.3.
1874, Киев,-24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик,
близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился
в Киевском ун-те. В студенч. годы участвовал в с.-д. движении; подвергался
репрессиям (исключение из ун-та и ссылка). Выступал в программных сборниках
рус. идеалистов: "Проблемы идеализма" (1902), антиреволюц. сб. "Белг""
(1909), "Из глубины" (1918); был организатором и пред. "Вольной академии
духовной культуры" (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религ.-филос.
журнал "Путь" (Париж, 1925-40), руководил изд-вом "УМСА -Press" ("Христианского
союза молодёжи").


В молодости принадлежал к т. н. легальным
марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал
теорию этического социализма. Ок. 1905 присоединяется к богоискательству.
Борьба
и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем
не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива
сострадания определяют филос. позиции и филос. симпатии Б. (Он сам признаёт
свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к рус.
религ. традиции - славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся
принцип дуализма Канта.) Рождающаяся из абсолютизации каждого из
этих мотивов двойственность позиции Б. выражается в ряде противоречий и
прежде всего в фиксируемом им самим противоречии "творчества" и "жалости"
(морали творчества, или культа "гениальности", и христ. морали искупления).
Б., в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её
примат над бытием (и богом) и, следовательно,-как бы неподвластность человека
божеств. воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. принимает также
концепцию истории в провиденциальном духе христ. эсхатологии. Для
Б. характерно полное отталкивание от мира (царства "обыденности", зла),
но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству
изменения мира совмещается у Б. с убеждением в обречённости всякого творч.
акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого
творчества Б. отождествляет с отчуждением.


С главной темой - проблемой личности, связано
внимание Б. к философии истории (см. "Смысл истории", 1923, "Новое средневековье",
1924, "Судьба человека в современном мире", 1934, "Русская идея", 1946,
и др.). Б. не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что
её путь - это обнажение противоположностей - добра и зла - и трагич. борьба
между ними, к-рая завершается выходом в "метаисторию" ("царство божие").
В современности Б. находит признаки "варваризации" европ. культуры, начало
её сумерек ("Конец Европы", М., 1915), связанных с наступлением "массовой
культуры". Б.- один из первых критиков совр. цивилизации как цивилизации
технической, к-рая явилась, согласно Б., результатом "торжества буржуазного
духа" ("Смысл творчества", М., 1916). Б. призывает к "спасению" через индивидуальный
творчески-моральный акт (жертвы, любви и т. п.),-к "персоналистич. революции"
вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую
борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистич.
принципа обобществления производства, В., однако, считал необходимым вести
с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение
буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность,
материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма,
считал его двойств, учением - сочетающим экономич. детерминизм с волюнтаризмом
и секуляризованным религ. мировоззрением, выражающим надежды на мессианство
пролетариата.


Яростный идейный противник Окт. революции
(и любого социально-политич. переворота вообще), Б. в полемич. кн. "Философия
неравенства" (1918, изд. 1923)< опускается до оправдания жестокостей
"органического" историч. процесса (нарушением к-рого считает революцию)
и ницшеанской апологии социального отбора и права "сильной личности". В
дальнейшем оправдание историч. действительности как разумной и необходимой
считает преступным; оставаясь идеологом "аристократии духа", стремится
освободить своё понимание аристократизма от всяких сословно-иерархич. характеристик
("О< рабстве и свободе человека", 1939, "Самопознание", 1949).


Б. оказал влияние на развитие франц. экзистенциализма
и персонализма; получил известность на Западе как гл. выразитель
традиции рус. религ.-идеалистич. философии и идеолог антикоммунизма. Лит.:
Ленин
В. И., О "Вехах", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19; его же, [Письмо] Г.
В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 46, с. 135; Луппол И., Новое средневековье,
"Под знаменем марксизма", 1926, № 12; Балакина И. Ф., Религиозно-экзистенциалистские
искания в России начала 20 в., в сб.: Современный экзистенциализм, М.,
1966; Lowrie D., Rebellious prophet. A life of N. Berdyaev, N. Y., 1960;
Wernham J., Two Russian thinkers. An essay in Berdyaev and Shestov, Toronto,
1968. P. A. Гальцева.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я