Архитектура.
Б. сохранял черты ср.-век.
радиально-кольцевой планировки -улицы, расходящиеся от центра (р-н Митте)
или следующие кольцевому направлению снесённых гор. стен и валов.
Берлин. Драматический театр. 1819-21. Арх.
К. Ф. Шинкель.
Ср.-век. здания были малочисленны (готич.
церкви Мариенкирхе, ок. 1260 -сер. 14 в., и Клостеркирхе, ок. 1290 -1300).
В 18 - нач. 19 вв. Б. застраивался по "шахматной" регулярной системе, были
созданы правильные площади и прямые широкие улицы (Унтер-ден-Линден), парадные
ансамбли и постройки в стилях барокко (Цейхгауз, ныне Музей немецкой истории,
1695-1706, арх. И. А. Неринг, А. Шлютер, Ж. де Бодт), классицизма 18 в.
(Оперный театр, 1741-43, арх. Г. В. Кнобелъсдорф; Ун-т, 1748-53, арх. И.
Боуман; Бранден-бургские ворота, 1788-91, арх. К. Г. Лангханс) и классицизма
19 в. (Новая караульня, 1816-18, Драматич. театр, 1819-21, Старый музей,
1824-28,-все арх. К. Ф. Шинкель). В 19 - нач. 20 вв. Б. вырос в гигантский
город с кольцом рабочих казарм, обширными пром. территориями и пролет.
р-нами (Веддинг, Моабит, Шпандау, Нёйкёльн и др.). С нищетой и скученностью
рабочих р-нов резко контрастировали парадный центр с правительств,
зданиями (ратуша, 1861-69, арх. Ф. X. Веземан; рейхстаг, 1884-94, арх.
П. Валлот), торгово-деловые (улицы Фридрихштрасе, Лейпцигер-штрасе, Курфюрстендамм,
пл. Александерплац), жилые аристокра-тич. (Шарлоттенбург) и бурж. (Целен-дорф,
Штеглиц) р-ны. В 20 в. при участии арх. П. Беренса, Э. Мендельзона, X.
Пёльцига, В. Гропиуса, Б. Таута выстроены в духе функционализма посёлки,
здания заводов, фирм, кинотеатров, магазинов и т. д., завершившие строго
упорядоченный, деловой облик Б.
Берлин. Турбинная фабрика фирмы "АЭГ".
1909. Арх. П. Беренс.
Берлин - столица ГДР. Митинг, посвящённый
Дню памяти жертв фашизма. 8 сентября 1968.
Лит.: М u t h е г Н.. Berlins Bautradition,
В., [1956]; Krammer M. F., Berlin im Wandel der Jahrhunderte, В., [1956].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я