Экономический очерк.
Б. является
крупнейшим индустриальным городом ГДР. В сложных условиях послевоенного
периода в Б. были восстановлены разрушенные войной промышленность, транспорт
и энергетич. х-во, созданы новые пром. предприятия и целые пром. комплексы
и районы, напр. строящийся пром. и оптово-торг. комплекс Лихтенберг - Нордост.
В результате коренных социально-экономич. преобразований уже в 1957 социалистич.
предприятия давали осн. часть пром. продукции. В промышленности Б., благодаря
планомерному развитию, не только выросли абсолютные размеры производства
во всех отраслях (в 1968 по сравнению с 1950 более чем в 4,5 раза), но
и произошли важные структурные изменения по сравнению с довоен. периодом.
Повысился удельный вес общего и трансп. машиностроения (с 13,9% в 1936
до 16,3% ), электротехнич. промышленности (с 14,8% до 34,9%), химической
пром-сти (с 6,4% до 9,2%), при нек-ром относительном снижении доли пищевой
пром-сти (с 22,7% до 18,7% ), а также швейной и др. отраслей лёгкой пром-сти.
Из общего числа занятых 596 тыс. чел. в 1968 на пром-сть, включая строительство
и ремесло, приходилось 42,3% , на торговлю - 12,7% , на транспорт и связь
- 12,0%, на сельское и лесное х-во - 1,4% ; в прочих отраслях производства
5,8% ; в научных и культурных учреждениях и в управлении занято 25,8% .
Св. 90% пром. продукции (1967) производится на предприятиях социалистич.
сектора, 7% - смешанного и 2,2% - частного секторов. Ведущие отрасли пром-сти
(1968): электротехническая (34,9% пром. продукции города), пищевая (18,7%
), общее и трансп. машиностроение (16,3% ), химическая (9,2% ), лёгкая
(11,5%). Б.- важнейший центр электротехнич. пром-сти (25,1% электротехнич.
продукции ГДР) и полиграфич. производства (24% ) страны (в Б. крупные издательства).
Имеются предприятия точной механики и оптики. Св. 60% рабочих и служащих
заняты на крупных предприятиях (1000 и более чел.). Главные пром. предприятия
расположены в окраинных районах, особенно в Кёпени-ке, Трептове, Лихтенберге,
Вейсензе. Крупнейшие народные предприятия: завод электроаппаратуры (Трептов),
электростанция Клингенберг (Трептов), трансформаторный з-д им. К. Либкнех-та,
кабельный з-д, радиозавод, з-д телеэлектроники (Кёпеник), з-д электромашиностроения
"Бергман- Борзиг" (в Пан-кове), з-д шлифовальных машин (Вейсензе и Лихтенберг),
швейная ф-ка "Фортшритт" (Лихтенберг). Пром. предприятия сосредоточиваются
гл. обр. вдоль водных путей и у юж. окраинной дороги.
В Б. расположены главные кредитные учреждения
ГДР: Госбанк ГДР, Нем. внещнеторг. банк, Немецкий крестьянский банк.
Б.- осн. узел трансп. сети ГДР. Наиболее
крупный вокзал - Остбанхоф (Восточный), центр, аэропорт Шёнефельд, близ
юж. окраины Б. Грузооборот речного порта (Остхафен) 2,2 млн. т (1968).
Во внутригородских пассажирских перевозках
большое значение имеют гор. электрич. железная дорога и метрополитен .
В пределах гор. границ ок. 11,5 тыс. га
с.-х.
площади, из к-рых 4,5 тыс. га составляют небольшие сады и огороды.
Вне гор. границ, в округах Потсдам и Франкфурт, 23 тыс. га
полезной
с.-х. площади обрабатывается берлинскими предприятиями (народные имения
и с.-х. производств. товарищества).
Лит.: Штрейбель Г., Демократический
Берлин, в кн.: Экономическая география Германской Демократической Республики,
под ред. Г. Шмидт-Реннера, пер. с нем., М., 1963; Z i m m A., Die Entwicklung
des Industriestandortes Berlin, В., 1959; Statistisches Jahrbuch der Hauptstadt
der Deutschen Demokratischen Republik, Berlin (Статистический ежегодник).
А.
И. Мухин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я