Экономический очерк.
Б. З.-крупный
Западный Берлин. Демонстрация протеста
Решающие позиции в экономике Б. 3. занимают
Транзитные перевозки между Б. 3. и зап.
40% грузоперевозок, а на возд. транспорт
С.-х. угодьями занято 17,3% площади Б.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
пром. центр. Послевоен. экономич. развитие Б. 3., определяющееся политикой
трёх западных оккупирующих держав и ФРГ, происходило в условиях почти полной
изоляции or окружающей его территории ГДР. Преодоление последствий воен.
разрухи в х-ве чрезвычайно затянулось, пром-сть развивалась медленно, причём
сократилось число пром. и торг, компаний с 17 тыс. до 3 тыс. (за 1938-68),
в частности по причине перевода западноберлинских предприятий в Зап. Германию.
В период с 1956 по 1967 число лиц, занятых в ремесленных предприятиях,
сократилось с 138 тыс. до 97,8 тыс. В 1950 объём пром. производства составил
лишь 1/3 от уровня 1936; в 1967 этот уровень был превышен немногим более
чем в 2 раза. За 1960-67 число работающих в пром-сти сократилось на 50
тыс. На предприятиях Б. 3. занято 26,6 тыс. иностранных рабочих (1968).
После 1945 структура пром-сти претерпела существенные изменения. Был восстановлен
и в нек-рых случаях превышен довоен. уровень производства, например в электротехнической
пром-сти (её удельный вес в общей стоимости продукции Б. 3. составил 36,1%
в 1967 против 34,8% в 1936), швейной пром-сти (4,4% против 3,4%). Уменьшилась
доля в общем пром. производстве по сравнению с довоенными годами таких
отраслей, как полиграфическая (с 8,3% в 1936 до 4,3% в 1967) и пищевая
пром-сть (с 10,7% до 9,0% соответственно). Из 974,9 тыс. занятых (1967)
на пром-сть и ремесло, включая строительство, приходится 45,7%; на торговлю
и транспорт-21,4%; доля занятых в непроизводственной сфере - ок. 1/
тыс. чел., в т. ч. 91,9 тыс. в электротехнич. пром-сти, 29,6 тыс. в общем
машиностроении, по 29,8 тыс. в швейной и пищевкусовой и 11,2 тыс. в химич.
пром-сти. Металлообр. предприятия сосредоточены в основном на С.-З.- по
рекам Хафель, Шпре и каналам и на Ю.- вдоль Тельтовского канала.
против оправдания городским судом нацистского палача Резе и возрождения
нацизма. 14 декабря 1968.
крупные монополистич. объединения, принадлежащие гл. обр. зап.-герм. и
амер. капиталу. Электротехнич. предприятия - собственность концернов "Си-менс"
(главное предприятие в Шпандау) и АЭГ (Веддинг) и амер. треста ИТТ (в Темпельхофе
и Шёнеберге); ма-шиностроит. предприятия - концернов Хеша ("Оренштейн-Коппель
унд Любекер машиненбау" в Шпандау), Квандта ("Дойче ваген унд машиненфабрик"
в Рейникендорфе), зап.-герм. гос. концерна Зальциттер ("Борзиг АГ" в Рейникендорфе
и "Дойче индустриверке" в Шпандау). Во внешнеторговом обороте Б. 3. первое
место занимает ФРГ (на неё приходится 85,3% экспорта и 88,4% импорта Б.
З.), далее следуют др. страны Общего рынка - Нидерланды, Италия, а также
Швеция, Швейцария, США; на социалистич. страны, включая ГДР, в 1965 приходилось
1,3% экспорта, 2,8% импорта. На внеш. рынок Б. З. поставляет машины, электротехнич.
изделия, продукцию точной механики и оптики, фармацевтич. пром-сти (3/4
всего вывоза). В Б. 3. ввозятся гл. обр. уголь (брикеты), нефть, лес, химич.
сырьё, продовольствие. Ден. единица - зап.-герм. марка. Хронич. дефицит
бюджета Б. З., связанный с пассивным и торговым и платёжными балансами,
покрывается ежегодными крупными дотациями (33,2 млрд. марок в 1951-68,
вт. ч. в 1968-3,2 млрд. марок) из бюджета ФРГ.
странами (ФРГ и др.) осуществляются по коммуникациям ГДР. На автомобильный
транспорт приходится 42% грузовых и 55% пассажирских перевозок, на жел.
дороги соответственно 18% и 9% ; на водные пути приходится
- 36% пассажирских перевозок. Общий объём перевозок в 1968 составлял 13
млн. т грузов и 11 млн. пассажиров. В пределах города ок. 2/
и городской железной дороге (под управлением ГДР).
3. (1965). С. х-во (3,5 тыс. занятых в 1967, включая лесное х-во) поставляет
населению Б. 3. гл. обр. овощи, фрукты, цветы.