"БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ"
(Berliner Ensemble),
немецкий театр (ГДР). Осн. в 1949 в Берлине писателем Б. Брехтом и
его женой актрисой Е. Вейгелъ. В труппу вошли актёры берлинского
Нем. театра и Цюрихского драм. театра. Во главе "Б. а." (до 1956) был Брехт.
Следуя своей теории "эпического театра",
В 50-60-е гг. в театре работали актёры
Лит.: Брехт Б., О театре.
Брехт стремился к созданию театра "эпохи науки и социальных революций",
к-рый своим иск-вом обращается к мысли, интеллекту зрителя. Спектакли "Б.
а." глубоко социальны, отличаются остротой и выразительностью режиссёрского
решения. "Б. а."- театр антифашистской и антимилитаристской направленности
(эмблема "Б. а."-"Голубь мира" П. Пикассо). В репертуаре "Б. а." почти
все пьесы Брехта. Театр открылся спектаклем "Мамаша Кураж и её дети" (Нац.
пр. ГДР); затем поставлены: "Господин Пун-тилла и его слуга Матти" (1949),
"Мать" (1951, по мотивам романа М. Горького), "Кавказский меловой круг"
(1954), "Жизнь Галилея" (1956), "Страх и отчаяние в Третьей империи", "Добрый
человек из Сезуана" (оба в 1957), "Карьера Артуро Уи, которой могло не
быть" (1959), "Трёхгрошовая опера" (1960), "Покупка меди" (1964), "Кориолан"
(1965, по одноим. произв. Шекспира), "Что тот солдат, что этот" (1967),
"Хлебная лавка", "Святая Иоанна скотобоен" (оба в 1968). Ставятся совр.
и классич. пьесы: "Васса Железнова" Горького (1949), "Бобровая шуба" Гауптмана,
"Разбитый кувшин" Клейста (оба в 1951), "Кремлёвские куранты" Погодина,
"Пра-Фауст" по Гёте (оба в 1952),
"Дон Жуан" Мольера (1953), "Воспитанница" Островского (1955), "Оптимистическая
трагедия" Вишневского (1958), "Дело Оппенгейме-ра" Кипхардта (1967), "Пурпурная
пыль" О'Кейси (1967), "Вьетнамское разбирательство" Вайса (1968) и др.
Театр совершил поездки по ГДР, ФРГ, Австрии, Польше, участвовал в 1-м и
2-м Между-нар. фестивалях театрального иск-ва, в 1-м и 4-м сезонах "Театра
Наций" в Париже; был в Великобритании, СССР (1957, 1968), Чехословакии,
Венгрии, Румынии, Швеции, Финляндии, Италии. "Б. а." оказал значит. влияние
на совр. театр.
Э. Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, В. Кайзер. В 1949-67 ведущим режиссёром
был Э. Энгель. В труппе театра (1968) актёры - Е. Вейгель (она же художеств.
руководитель театра), Э. Шалль, Г. Май, X. Тате, Н. Христиан, Э. Хаусман,
Ф. Рич, Б. Берг и др.; режиссёры - М. Векверт, И. Теншерт и др.
Сб. статей, М., 1960; Эткинд Е., Театр Бертольда Брехта, "Нева", 1957,
№8; Захава Е., Сила и слабость театра Брехта, "Знамя", 1957, № 8; Зингерман
Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; его ж е,
О театре Брехта. "Театр", 1961, № 1 - 2; Brecht В., Aufbau einer Rolle,
В., 1956-58; "Theaterarbeit. 6 Auffuhrungen des Berliner Ensembles", Dresden,
[1952].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я