БЕРЛИОЗ

БЕРЛИОЗ (Berlioz) Г е к т
о р (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция,-8.3.1869, Париж),
французский композитор, дирижёр, муз. писатель. Чл. Ин-та Франции (1856).
Род. в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Б.-
студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил
медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения
Б. ("Торжественная месса") состоялось в Париже в 1825. В 1826-30 Б. учился
в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую пр.
(1830) за кантату "Сарданапал", жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись
в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критич. деятельностью,
С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр
и композитор в России (1847, 1867-68).


Б.- яркий представитель романтизма
в музыке, создатель романтич. программной симфонии. Иск-во Б. во многом
родственно творчеству В. Гюго в лит-ре и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор,
Б. смело вводил новшества в области муз. формы, гармонии и особенно инструментовки
(выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симф. музыки,
грандиозным масштабам сочинений.


Творчество композитора отразило и
свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости
музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революц. пафос
- с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике
художника. В 1826 была написана кантата " Греческая революция " -отклик
на освободит. борьбу греч. народа. С восторгом встретил Б. Июльскую революцию
1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революц. песни, в т.
ч. обработанную им для хора и оркестра "Марсельезу". В ряде крупных соч.
Б. нашла отражение революц. тематика: в память героев Июльской революции
созданы грандиозный "Реквием" (1837) и "Траурно-триумфальная симфония"
(1840, написана к торжеств. церемонии перенесения праха жертв июльских
событий). Однако Революцию 1848 Б. не понял. В последние годы жизни Б.
все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике:
оратори-альная трилогия "Детство Христа" (1854), оперная дилогия "Троянцы"
по Вергилию ("Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене", 1855-59).


Г. Берлиоз.


Дж. Д. Бернал.


Стиль Б. определился уже в "Фантастической
симфонии" (1830, подзаголовок- "Эпизод из жизни художника"). Это известнейшее
соч. Б.- первая роман-тич. программная симфония. В ней нашли отражение
типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная
эмоциональность и чувствительность ). Субъективные переживания художника
поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема "несчастной любви"
приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Б.
пишет монодраму "Лелио, или Возвращение к жизни" (1831, продолжение "Фантастической
симфонии"). Б. привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для
альта -и оркестра "Гарольд в Италии" (1834), увертюра "Корсар" (1844);
У. Шекспира- увертюра "Король Лир" (1831), драм, симфония "Ромео и Джульетта"
(1839), комич. опера "Беатриче и Бенедикт" (1862, на сюжет "Много шума
из ничего"); И. В. Гёте - драм. легенда (оратория) "Осуждение Фауста" (1846,
свободно трактующая поэму Гёте). Б. принадлежат также опера "Бенвенуто
Челлини" (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в т. ч. "Римский
карнавал" (1844); романсы и др. Собр. соч. в 9 сериях (20 тт.) издано в
Лейпциге (1900-07).


Б. был выдающимся дирижёром. Наряду
с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Б. внёс существенный
вклад в развитие муз.-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков
оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще рус. музыки.


Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц.,
М., 1912; Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц.,
М., 1956.


Лит.: Роллан Р., Музыканты
наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч.,
т. 5); Хохловки-н а А., Берлиоз, М., I960; Соллертин-ский И., Берлиоз,
[3 изд.], М., 1962; Tiersot J., Hector Berlioz et la societe


de son temps. P., 1904; Bos с hot
A., L'histoire d'un romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я