БЕРНИНИ
(Bernini) Джованни
(Джап) Л оренцо (7.12. 1598, Неаполь,- 12.11. 1680, Рим), итальянский архитектор
и скульптор. Учился у отца - скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре
Б., крупнейшего мастера рим. и всего итал. барокко, ярко воплотились
гл. принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное
противоборство пространства и массы, сочетание религ. аффектации с подчёркнутой
чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал
проблему синтеза пластич. иск-в. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой
(интерьеры собора св. Петра с кафедрой св. Петра, 1657-66, и др. церквей),
а также самостоят. скульптурные произв., Б. живописно сочетает разные материалы
(белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску,
позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и
тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства
скульпт. формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают
собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство.
Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистич.
эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность
и одухотворённость в произв. Б. нередко сливаются, переходя в мистич. экзальтацию
("Экстаз св. Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Сан-та-Мария
делла Виттория, Рим).
Начав своё скульпт. творчество со
статуй
и двухфшурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор,
1622-25,- в Музее и гал. Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как
мастер скульпт. портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий
психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе
Боргезе, мрамор, 1632, Музей и гал. Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли,
мрамор, ок. 1635, Нац. музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. усиливаются
внеш. патетика, импозантность, что приводит к формированию законч. типа
парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный
Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Нац.
музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорич.
фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме, бронза и цветной
мрамор, 1639-46).
Л. Б е р н и н и. Автопортрет. Терракота.
Эрмитаж. Ленинград.
Свою архит. деятельность (строил
только в Риме) Б. начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе
св. Петра (бронза, 1624-33); полностью особенности его манеры проявились
в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают
архитектуре Б. торжественность и величавость. Гл. творение Б.- грандиозный
ансамбль площади св. Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами
и обелиском охвачена мощными 4-ряд-ными колоннадами, властно организующими
пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к к-рому ведёт
торжеств. многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие
к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты
фасада при взгляде на собор издали. Динамич. форма овала, непрерывная изменчивость
кривизны являются гл. мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале
(1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых
форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия
всех частей здания, цельности архит. образа. Б. часто прибегает к приёмам
искусств, перспективы (напр., постепенно уменьшает колонны парадной лестницы
Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы
в момент его появления на верх. площадке). Б. сыграл важную роль в формировании
архит. облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны - Тритона на Пьяцца Бар-берини,
1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51, и др.). Творчество Б., поражавшее
его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления,
оказало большое влияние на всё европ. иск-во 17-18 вв.
Илл. см. на вклейке к стр. 209.
Лит.: Лившиц Н. А., Бернини,
М., 1957; А р к и н Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры,
М., 1961; Рапе R.. Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian
Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L,, 1955. О. В.
Мамонтова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я