БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
механизм
для плавного изменения передаточного числа, т. е. отношения частоты вращения
ведущего звена к частоте вращения ведомого. Применяется в транспортных
машинах, станках, приборах и т. д. Бесступенчатое регулирование скорости
по сравнению со ступенчатым повышает производительность машин, облегчает
автоматизацию и даёт возможность управления на ходу. Б. п.-часть вариатора,
к-рый
состоит из одной или неск. Б. п. и устройств, обеспечивающих их функционирование.
Различают Б. п. электрич. и механические.
В зависимости от вида передающих
звеньев механич. Б. п. бывают с жидким рабочим звеном (гидравлические),
с гибким (ремённые и цепные) и с жёстким звеньями. По характеру работы
Б. п. с гибким и жёстким звеньями делятся на фрикционные (трения) и зацепления,
непрерывного действия и импульсные. Термин "Б. п." обычно применяют к механич.
передачам с гибким и жёстким звеньями.
Электрич. Б. п., выполняемые по системе
генератор - двигатель, применяют в трансп. машинах и для др. целей при
передаче значит, мощностей (см. Электропривод).
Рис. 1. Фрикционная бесступенчатая
передача с гибким звеном и раздвижными шкивами: 1 - гибкое звено; 2
-управляемый шкив: 3 - подпружиненный шкив: 4 - постоянный
шкив; 5-цапфы.
Гидравлические Б. п. бывают гидростатические
(или объёмного действия) и гидродинамические (см. Гидропередача объёмная,
Гидродинамическая передача). Для уменьшения частоты вращения при постоянном
вращающем моменте и сравнительно низком кпд служат муфты скольжения - гидродинамические
и др.
Фрикционные Б. п. с гибким звеном
и раздвижными ко-нич. шкивами (рис. 1) обеспечивают малое изменение передаточного
числа при изменении нагрузки, отличаются высокой надёжностью, но имеют
большие габариты. В Б. п. с гибким звеном (клиновым ремнём или спец. роликовой
цепью) передаточное число изменяется: принудительным согласованным сближением
одной пары конусов и раздвижением другой при помощи механизма управления
(рис. 1, а); осевым перемещением одной пары конусов принудительно, а другой
под действием пружины (рис. 1 ,б); изменением межосевого расстояния (А)
при одном подпружиненном и другом закреплённом шкиве (рис. 1, в).
Б. п. зацепления с гибким звеном
отличаются высокими эксплуатац. качествами, но сложны в изготовлении. Основные
элементы этой передачи: раздвижные зубчатые конусы и пластинчатая цепь.
Звенья цепи имеют поперечные окна, в к-рые вставлены пакеты тонких пластин
(рис. 2). Против выступов на одном конусе располагаются впадины другого
так, что при перемещении в осевом направлении пластины принимают форму
зубьев, осуществляя зацепление.
Рис. 2. Бесступенчатая передача зацепления:
1 - пластинчатая цепь: 2 -пластины; 3 - зубчатые конусы.
Фрикционные Б. п. с жёстким звеном
На рис. 3 показаны схемы нек-рых
Рис. 3. Фрикционная бесступенчатая
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
компактны и имеют обычно жёсткую механическую характеристику, но требуют
значительных сил для прижатия рабочих тел и создания необходимого трения
между ними; имеют пониженную надёжность в эксплуатации из-за возможности
пробуксовки и повреждения рабочих поверхностей. Кпд и долговечность этих
Б. п. в значительной степени зависят от геометрического скольжения, возникающего
в результате неравенства скоростей ведущего и ведомого звеньев на линии
контакта. Чем больше относит. скорость скольжения V
Б. п., расположенных в порядке уменьшения геометрич. скольжения. Многодисковые
Б. п. (рис. 3, а), несмотря на невыгодную схему геометрич. скольжения,
широко применяются для средних и больших мощностей (до сотен квт) из-за
благоприятных условий обрач зования масляного клина в местах контакта и
наличия большого числа узких контактных поверхностей. В лобовой Б. п. (рис.
3, б) с конич. роликом при совпадении вершины конуса А с точкой
Л, геометрич. скольжение отсутствует, а в др- положениях оно существеннй
меньше, чем у Б. п. с цилиндрич. роликом (рис. 3, в). В схеме торовой
Б. п. (рис. 3, г) очень малое геометрия, скольжение во всех Положениях
роликов и практически отсутствует в положениях, когда вершина А конич.
поверхности, условно заменяющей сферич. поверхность ролика, находится в
точках А
передача с жёсткими звеньями (скорость геометрич. скольжения показана при
наибольшей нагрузке): а - многодисковая (установка передаточного
числа производится изменением межосевого расстояния А); б - лобовая
с коническим роликом; в - лобовая с цилиндрическим роликом; г
- торовая.