БЕТХОВЕН

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг
ван (крещён 17.12.1770, Бонн,-26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился
в семье флам. происхождения. Дед Б. был руководителем придворной боннской
капеллы, отец - придворным певцом. Б. рано научился играть на клавесине,
органе, скрипке, альте, а также на флейте. С 1781 занятиями Б. руководил
X. Г. Нефе - композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Б. стал концертмейстером
придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1789 он слушал лекции
по философии в Боннском ун-те. Взгляды Б. на явления политич. и социальной
жизни отличались воинствующим демократизмом и свободолюбием. В формировании
республиканских убеждений композитора огромную роль сыграли революционные
события во Франции 1789 и антифеодальное движение в Рейнской обл. Увлечение
Б. музыкой революционной Франции оставило значит. след в его творчестве.


Композиторская деятельность Б. началась
в 1782 (вариации для клавира на тему марша комп. Э. К. Дреслера). 2 юношеские
кантаты (1790) - первые вокалыго-симф. сочинения Б. В 1787 юный Б. посетил
Вену и взял неск. уроков у В. А. Моцарта. В 1792 он навсегда покинул родину
и переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной
целью Б. при переезде в Вену было совершенствование в композиции под руководством
И. Гайдна. Однако занятия с Гайдном длились недолго. Среди учителей
Б. были также И. Г. Альбрехтсбергер и А. Сальери. Б. быстро завоевал известность
и признание - сначала как лучший в Вене пианист и вдохновенный импровизатор,
а позже как композитор. Яркое новаторское творчество Б. вызывало ожесточённые
споры. Игра Б. соединяла глубокий, бурный драматизм и широкую, певучую
кантилену.


В расцвете творческих сил Б. проявлял
колоссальную работоспособность. В 1801-12 появляются такие выдающиеся произв.,
как соната до диез минор (т. н. "Лунная", 1801), юношески жизнерадостная
2-я симфония (1802), "Крей-церова соната" (1803), "Героическая" (3-я) симфония,
сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), 4-я симфония
(1806), выражающая романтич. восприятие природы. В 1808 Б. заканчивает
одно из наиболее популярных симф. произв.-5-ю симфонию и одновременно "Пасторальную"
(6-ю) симфонию, в 1810 - музыку к трагедии И. В. Гёте "Эгмонт", в 1812
- 7-ю ("апофеоз танца", по определению Р. Вагнера) и 8-ю ("юмористическую",
по выражению Р. Роллана) симфонии.


С 27-летнего возраста Б. страдал
глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал
его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец,
заставил Б. совсем от них отказаться.


Годы 1813-17 отмечены понижением
творческой деятельности. С 1818 начинается новый подъём творчества композитора;
он создаёт последние 5 фп. сонат (1816-22) и 5 струнных квартетов (1823-26).
Вершина творчества "позднего" Б.-9-я симфония (1824).


К концу жизни Б. испытывал тяжёлую
материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков
оркестра, для общения с собеседниками пользовался тетрадями. Композитор
находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его
передовые взгляды.


Инструментальное и, прежде всего,
симф. творчество Б. имеет ярко выраженный программный характер. Основное
содержание героич. по замыслу произв. Б. можно выразить словами: "Через
борьбу к победе". Диалектич. борьба противоречий жизни находит у Б. яркое
художественное воплощение, особенно в произв. сонатной формы - симфониях,
увертюрах, сонатах, квартетах и т. д. Б. широко разработал принцип сонатности,
основанный на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой
тем, а также противоречивых элементов внутри отдельных тем. По сравнению
с произв. непосредственных предшественников Б. по венской классической
школе - В. А. Моцарта и И. Гайдна -бетховенские симфонии и сонаты выделяются
большими масштабами построения, основной тематич. материал подвергается
интенсивной протяжённой разработке, углубляется связь между разделами формы,
обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами. Б. исходил
из оркестрового состава, утверждённого Гайдном, и лишь немного его расширил,
но при этом он добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов.
Б. преобразил старинный менуэт, входивший в состав симфоний и сонат, в
скерцо, придав этой "шутке" широкий выразительный диапазон - от могучего
искрящегося веселья (в 3-й симфонии) до выражения тревоги, беспокойства
(в 5-й симфонии). Особая роль отведена Б. финалам в симфониях и кодам (заключениям)
в увертюрах, симфониях и сонатах; они призваны выразить победные чувства.


Б.- величайший композитор-симфонист.
Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фп. с оркестром, скрипичный
концерт, 2 мессы и другие симф. сочинения. К высшим достижениям бетховенского
симфонизма принадлежат 3-я ("Героическая") и 5-я симфонии; идея последней
выражена композитором в словах: "Борьба с судьбой". Активным героич. характером
отличается 5-й фп. концерт, созданный в одно время с 5-й симфонией. 6-я
симфония, содержащая ряд реалистич. картин сельской жизни, отразила восторженную
любовь Б. к природе.


Вершина всей творческой жизни композитора
- 9-я симфония. Б. впервые в истории этого жанра ввёл хоровой финал ("К
радости" на слова Ф. Шиллера). Развитие осн. образа симфонии идёт от грозной
и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале.
Близка к 9-й симфонии по своему замыслу "Торжественная месса" (1823) -
величественное монументальное произв. философского характера, мало связанное
с традициями культовой музыки.


Единственная опера Б. "Фиделио" (пост.
1805, Вена, 2-я ред.-1806, 3-я -1814) посвящена героическому поступку женщины,
спасшей от смерти своего мужа - жертву мстительности и произвола губернатора
- и разоблачившей тирана перед народом. Стилистически "Фиделио" примыкает
к типу "оперы спасения", возникшему в период Великой французской революции,
и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героич. теме посвящён
и балет Б. "Творения Прометея" (пост. С. Вигано, 1801).


Камерная музыка Б. включает 32 фп.
сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для
скрипки и фп., 16 струнных квартетов, 7 фп. трио и много др. ансамблей
(струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения
Б.- сонаты "Патетическая", "Аппассионата" для фп., "Крейцерова соната"
для скрипки и фп., и др.- отличаются масштабностью замыслов, страстным,
напряжённым драматизмом, смелым расширением выразительных средств инструментов.
Среди квартетов Б. центр, место принадлежит 3 квартетам, опус 59 (написаны
по заказу рус. посла в Вене А. К. Разумовского), сочетающим проникновенный
лиризм с яркой народностью образов (в 2 из этих квартетов использованы
мелодии рус. нар. песен). В последних камерных сочинениях Б.- сонатах для
фп. №№ 28-32 и квартетах №№ 12-16, проявляются стремления к углублённой,
сосредоточенной выразительности, а также к причудливости форм, субъективной
созерцательности, предвосхитивших иск-во композиторов-романтиков.


Новизна и значительность содержания
музыки Б. обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глубокое
преобразование всех видов музыкального творчества. Решающим этапом в историч.
развитии концертного жанра явились 4-й и 5-й концерты для фп. и скрипичный
концерт Б., представляющие собой синтез симфонии и концерта. Значит. изменениям
подверглась и форма вариаций, занимающая у Б. первое место после сонатной
(выдающийся образец -32 вариации до минор для фп.).


Совершенно новый жанр инструментальной
миниатюры создал Б. на основе танцев и др. небольших пьес старинной сюиты
- "багатели" (мелочи, пустяки). Вокальное наследие Б. состоит из песен,
св. 70 хоров, канонов. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчинённую
роль, Б. постепенно пришёл к новому типу песен, в к-ром каждой строфе поэтич.
текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди к-рых
-"Миньона", "Лейтесь вновь, слезы любви", "Сердце, сердце" и др.). У него
впервые встречается объединение ряда песен-романсов в единый цикл с последовательно
раскрывающимся сюжетным замыслом ("К далёкой возлюбленной", на тексты А.
Ейтелеса, 1816). Песня "О блохе" - единств, текст из "Фауста" Гёте, воплощённый
Б., хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку
к "Фаусту". Б. обработал 188 песен разных народностей для голоса с инструментальным
сопровождением, сделал фп. переложения нар. песен (в т. ч. рус. и укр.).
Во многие инструментальные сочинения ввёл нар. мелодии.


Творчество Б.- одна из вершин в истории
мирового иск-ва. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанич. личности
композитора, соединившего в себе гениальную муз. одарённость с кипучим,
бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью
к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная
на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Б.- музыканта-гражданина.
Современник Великой франц. революции, Б. отразил в своём творчестве великие
нар. движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная
эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Б. Революционная
героика нашла отражение в одном из гл. художественных образов Б.- борющейся,
страдающей и в конце концов побеждающей героической личности. Портрет стр.
280.


Соч.: Ludwig van Beethoven's Werke,
Bd 1 - 25, Lpz., 1864-88. Beethovens Samt-liche Briefe, Bd 1 - 5, kritische
Ausgabe mit Erlauterungen von A. Kalischer, В.- Lpz., 1906 - 08, 2 Aufl.,
Bd 1 - 3, neubearb. von T. Frimmel, В., 1911; Leitzmann A., Ludwig van
Beethoven. Berichte der Zeitge-nossen. Briefe und personliche Aufzeichnungen,
Bd 1 - 2, Lpz., 1921; The letters of Beethoven, ed. by E. Anderson, v.
1 - 3, L., 1961; в рус. пер.- Письма, пер. и прим. В. Д. Корганова, СПБ,
1904.


Лит.: Серов А., Избранные
статьи ("Те-матизм увертюры ,,Леонора", ,,Девятая симфония Бетховена""
и др.), т. 1 - 2, М., 1950 - 57; Корганов В. Д., Бетховен. Биографический
этюд, СПБ, 1910; Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композитора,
под ред. К. Кузнецова, М., 1927; Проблемы бетховенского стиля. Сб. статей
под ред. Б. С. Пшибышевского, М., 1932; Роллан Р., Жизнь Бетховена, пер.
с франц., Л., 1937; Эррио Э., Жизнь Бетховена, [пер. с франц., вступ. ст.
И. Ф. Бэл-зы], М., 1959; Л. ван Бетховен, Книга эскизов за 1802 - 1803
годы. Расшифровка и исследование Н. Л. фишмана, М., 1962; Альшванг А.,
Бетховен, Очерк жизни и творчества, 3 изд., М., 1966; Ludwig van Beethovens
Konversationshefte, hrsg. von W. Nohl, Munch., 1924; Schiinemann G., Ludwig
van Beethovens Konversationshefte, Bd 1 - 3, В., 1941-43; Nottebohm G.,
Beethoveniana, Lpz.- Winterthur, 1872; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz.,
1887; Kinsky G., Das Werk Beethovens, The-matisch-bibliographisches Verzeichnis
seiner samtlichen vollendeten Kompositionen, hrsg. von H. Halm, Munch.-Duisburg,
1955. (77o материалам статьи А. Л. Алъшванга из 2-го изд. БСЭ.)

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я