БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ отрасль
науки, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного
пользования книгами. Основные разделы Б.: общее Б., рассматривающее проблемы
организации обществ, пользования книгами (место и роль библиотеки в обществе;
основы организации библиотечного дела, принципы построения сети библиотек
и их типизация и т. д.); библиотечные фонды (вопросы комплектования, организации
и хранения фондов библиотек, см. Фонды библиотечные); библиотечные
каталоги (описание и классификация произведений печати и методика составления
каталогов, см. Каталог библиотечный); работа с читателями (система
обслуживания читателей в библиотеке, формы и методы работы с ними, руководство
их чтением, воспитание культуры чтения, привитие навыков самообразовательного
чтения, изучение интересов и запросов читателей); организация работы библиотеки
(организация и нормирование библиотечного труда, учёт и планирование деятельности
библиотеки, строительство и оборудование библиотечных зданий, механизация
и автоматизация библиотечных процессов и др.): история библиотечного дела,
изучающая содержание, формы, методы и организацию обществ, пользования
книгами в условиях различных обществ.-экономич. формаций.


Методологич. основы и проблематика
Б. определяются на каждом историч. этапе социально-экономич. условиями
и идеологией, господствующей при данном общественном строе. В основе социалистического
Б. лежит марксистско-ленинское учение об объективных закономерностях развития
общества, учение В. И. Ленина о культурной революции и коммунистич. воспитании.
Этим определилось формирование социалистич. Б. как отрасли науки, основной
задачей к-рой является исследование закономерностей развития библиотечного
процесса как социального явления и анализ на этой основе национальных особенностей
библиотечного дела в отдельных странах.


Теоретич. положения социалистич.
Б. разработаны сов. Б. в результате обобщения опыта культурного строительства,
в т. ч. библиотечного дела, накопленного в СССР. Социалистич. Б. раскрывает
общественную роль и характерные особенности библиотеки социалистич. типа;
принципы и средства подчинения библиотечной работы политическим, хозяйственным
и культурным задачам страны; организационные формы, пути дифференциации
и методы обслуживания народа книгой с целью привлечения основной массы
населения к систематич. чтению и пользованию библиотеками. На совр. этапе
развития в центре внимания социалистич. Б. находятся вопросы природы, сущности,
содержания и социальных условий формирования интересов читателей; места
и роли библиотеки в системе научной и технической информации; научно-теоретич.
основ единой системы библиотечного обслуживания и ряд др. Вопросы библиотечной
техники изучаются в связи с целями, задачами и содержанием библиотечной
работы. В своей н.-и. и практич. работе библиотековеды используют математич.,
статистич., социологич. и др. методы. Особенно важны для библиотечного
дела научные выводы о значении информации в современном обществе. Перспективны
также нек-рые методы и технич. средства информации.


Для сов. Б. руководящее значение
имели указания В. И. Ленина о библиотечном деле, решения съездов Коммунистич.
партии, декреты и постановления Сов. правительства, определившие создание
и рост библиотечной сети, совершенствование организации и повышение воспитательной
роли библиотек. В становлении сов. Б. велики заслуги Н. К. Крупской, к-рая
сначала как председатель Главполитпросвета (1920-1930), а затем как заместитель
наркома по просвещению (с 1929) повседневно руководила работой библиотек.
Н. К. Крупской принадлежит большая роль в развитии общетеоретических основ
сов. библиотечного дела, в первую очередь в разработке вопросов специфики
советской библиотеки, принципов организации библиотечного дела в Сов. государстве,
принципов руководства чтением, библиотечной работы с детьми и т. д.


Значительный вклад в развитие сов.
Б. внесли библиотековеды З. Н. Амбарцумян, В. В. Васильченко, Ю. В. Григорьев,
А. В. Клёнов, Л. Н. Троповский, Г. Г. Фирсов, Е. И. Хлебцевич, Е. И. Шамурин,
О. С. Чубарьян и др.


Для рус. дореволюц. Б. большое значение
имела деятельность библиотекове-дов В. И. Соболыцикова, Л. Б. Хавки-ной,
К. Н. Дерунова, Н. А. Рубакина, П. М. Богданова и др.


В СССР подготовка библиотечных кадров
ведётся на специальных факультетах ин-тов культуры, в нек-рых ун-тах и
пед. ин-тах (см. Библиотечно-библиографическое образование), на
библиотечных отделениях культурно-просветит. училищ и в библиотечных техникумах.


Для бурж. Б. характерно, несмотря
на несомненные достижения в разработке отдельных проблем (вопросы механизации
и автоматизации библиотечных процессов, разработка принципов координации
комплектования библиотечных фондов, планировка библиотечных зданий и др.),
отсутствие единой теоретич. концепции. Последнее связано с присущими буржуазному
Б. объективистскими тенденциями, сущность к-рых заключается в попытках
представить библиотеку, вопреки действительному положению, как учреждение,
стоящее вне политики, вне влияния идеологии господствующего класса, собирающее
литературу различных политич. направлений и предоставляющее её для пользования
любым читателям. Это приводит представителей буржуазного Б. к отрицанию
объективных закономерностей развития библиотечного дела, что подрывает
теоретич. основы Б. как самостоятельной отрасли науки и сводит его к комплексу
организационно-технич. вопросов. См. также ст. Библиотека.


Лит.: Ленин и библиотечное
дело, М., 1969,-Крупская Н. К., О библиотечном деле, М., 1957; Материалы
к истории библиотечного дела в СССР (1917-1959 гг.), Л., 1960; Чубарьян
О. С., Общее библиотековедение, 2 изд., М., 1968; Библиотечные фонды. (Под
ред. Ю. В. Григорьева], М.. 1967: Библиотечные каталоги. Под ред. З. Н.
Амбарцумяна, М., 1967; Работа с читателями, М., 1961; К u n z е Н., Grundzuge
der Bibliothekslehre, 3 Aufl., Lpz., 1966; Encyclopaedia of librarianship.
ed. by Th. Landau, 3 ed., L., [1967]. Н. И. Тюлина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я