БИЖУТЕРИЯ
(от франц. bijouterie
-торговля ювелирными изделиями), женские украшения (бусы, броши и т. п.),
сделанные не из драгоценных камней и металлов.
БИЗЕ (Bizet)
Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25.10.1838,
Париж,-3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Сын учителя
пения. Десяти лет принят в Парижскую консерваторию, к-рую окончил в 1857.
Ученик А. Ф. Мармонтеля, П. Циммермана, Ж. Ф. Э. Галеви, занимался также
у Ш. Гуно. В консерватории неоднократно получал премии (по фп. игре, органу,
композиции), в 1857 Б. присудили большую Рим. пр. (за кантату "Кловис и
Клотильда"), давшую ему возможность три года провести в Италии. С 1860
жил в Париже. Из-за тяжёлых материальных условий занимался частными уроками,
переложениями и корректурой сочинений др. авторов.
Прирождённый драматург, Б. постоянно тяготел
к муз. театру: написал ок. 20 опер (мн. из них не окончены), в т. ч. "Дон
Прокопио" (1858-59, пост. 1906), "Иван Грозный" (1865, не окончена, пост.
1946); 3 оперетты (оперетта "Доктор Миракль" удостоена премии на конкурсе,
организованном Ж. Оффенбахом, 1857), музыку к драматич. спектаклю. Б. привлекали
сюжеты с элементами психоло-гич. драмы, острыми конфликтами. Ранние оперы
Б.- "Искатели жемчуга" (1863), "Пертская красавица" (по роману Вальтера
Скотта, 1866, пост. 1867, "Театр лирик", Париж) - развивают традиции франц.
лирической оперы. Уже в этих сочинениях, отличающихся характерным для Б.
мелодич. богатством, красочностью оркестровки, удобным для пения изложением
вокальных партий, проявилось стремление композитора к народности, к жизненной
правде. Реалистич. тенденции более отчётливо выявились в одноактной опере
"Джамиле" (по поэме А. Мюссе "Намуна", 1871, пост. 1872, театр "Опера комик",
Париж) и музыке к драме А. Доде "Арлезианка" (1872). Две сюиты из "Арлезианки"
(первая составлена самим Б., 1872; вторая - другом композитора Э. Гиро,
1885) - яркий вклад в мировую симф. литературу. Наиболее выдающимся произведением
Б. явилась опера "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1874) - одна из вершин
оперного реализма 19 в. Музыка оперы отличается большой драматич. силой,
мелодич. выразительностью, яркостью гармонии, пластичностью форм, богатством
и одновременно прозрачностью оркестровки. Написанная в традициях франц.
комической оперы, "Кармен" содержала разговорные диалоги. Позже, для постановки
в Вене (осень 1875, когда Б. уже не было в живых) композитор Э. Гиро написал
речитативы, заменив разговорные эпизоды. При первой постановке (1875, театр
"Опера комик", Париж) опера не была принята бурж. публикой, но вскоре,
после успеха в Вене, "Кармен" стала, как предсказал П. И. Чайковский, "самой
популярной оперой в мире".
Б.- автор оркестровых соч., в т. ч. симфонии-кантаты
"Васко да Гама" (1859-60), симфонии "Рим" (1871, первонач. ред.- фантазия
"Воспоминания о Риме", 1860-68); фп. пьес, романсов, песен и др.
Соч.: Письма, пер. с франц., под ред. Г.
Т. Филенко, М., 1963.
Лит.: Брук М., Визе, М., 1938; X
о х л о в к и н а А., Жорж Визе, М., 1959: С и r t i s s M., Bizet et son
temps, Gen.- P., 1961; Robert F., Georges Bizet. L'homme et son oeuvre,
[P., 1965].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я