БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система
подготовки биологов для н.-и. учреждений и преподавателей биологич. дисциплин.
Знание биологии предусматривается при подготовке специалистов с
мед., с.-х., пед. и др. естественнонаучным спец. образованием. Как обязательный
уч. предмет биология изучается в общеобразоват. школе. Б. о. имеет мировоззренческое
значение, способствует формированию материалистич. представлений о живой
природе и борьбе с религ. предрассудками. В СССР подготовка специалистов
с высшим Б. о. осуществляется на биологич. и биолого-почвенных ф-тах ун-тов
и на ф-тах естествознания, биолого-химич., биолого-географич. отделениях
пед. ин-тов, в мед., с.-х., зооветеринарных, рыбных и нек-рых др. вузах.
В России преподавание биологии началось
в сер. 18 в. на мед. ф-те Моск. ун-та, а затем в нач. 19 в. на мед. ф-тах
ун-тов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове. С 40-х гг. биологич. дисциплины
были включены в уч.планы с.-х. ин-тов, к-рые стали создаваться в это время.
В течение 19в. в Московском, Петербургском
и других ун-тах возникли крупные науч. биологич. школы и направления, нек-рые
из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Б. о. как
самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только
после Великой Октябрьской социа-листич. революции. В 1923-27 во многих
ун-тах открылись самостоят, биологич. ф-ты или отделения, расширилась сеть
пед. ин-тов, имеющих биологич. отделения. За годы Сов. власти создана гос.
система подготовки специалистов с высшим общебиологич. (университетским
и педагогич.) и спец. биологич. (мед. и с.-х.) образованием.
Биологич. и биолого-почвенные ф-ты ун-тов
(в нек-рых ун-тах - химико-биологич., биолого-географич., естеств. наук
ф-ты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным
отраслям биологич. науки (ботаника, зоология, физиология растений, микробиология,
цитология, биофизика, биохимия, вирусология, генетика и др.), а также специалистов
в области смежных наук (цитохимии, биохимич. генетики, экологич. физиологии,
бионики и т. п.), почвоведов и агрохимиков. Б. о. складывается из изучения
общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС, науч. коммунизм,
политэкономия, философия и т. д.) и биологич. дисциплин. Биологич. дисциплины
делятся на общие (изучаемые всеми студентами)и специальные (по свободному
выбору для углублённой подготовки в определённой отрасли биологии) курсы.
Общими являются: ботаника, зоология, микробиология, биохимия, цитология,
гистология и эмбриология, физиология растений, физиология животных и человека,
генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов
по общим биологич. дисциплинам, существует специализация в таких отраслях
биологич. науки, как экология животных и растений, ботанич. география,
генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология,
витаминология, протистология и т. д. Кроме того, в университетах готовятся
почвоведы и агрохимики, к-рые также получают глубокие знания в области
биологии. Срок обучения на биологич. ф-тах ун-тов от 5 до 6 лет (в зависимости
от формы обучения - дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологич. ф-ты
(специальности) имелись в 42 университетах (св. 40 тыс. студентов; ежегодный
выпуск -св. 5 тыс. чел.).
В пед. ин-тах Б. о., как правило, является
комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям:
учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. произ-ва, географии и
биологии. Студенты пед. ин-тов изучают общенауч. и биологич. дисциплины,
спецкурсы по выбору, а также предметы пед. цикла, в т. ч. методику преподавания
биологии. В программу подготовки учителей биологии и основ с. х-ва, кроме
того, включён широкий круг агрономич. дисциплин (см. Педагогическое
образование). Срок обучения в пед. ин-тах 4 -5 лет (в зависимости от
формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили
125 пед. ин-тов (св. 104 тыс. студентов, в т. ч. 57 тыс. с двумя специальностями);
ежегодный выпуск -ок. 15 тыс., в т. ч. 9,3 тыс. с двумя специальностями.
Вспомогательное Б. о. получают выпускники
мед. и с.-х. вузов. В уч. планах мед. вузов имеются обязательные курсы
биологии и паразитологии, биохимии, микробиологии, норм, анатомии, гистологии
с цитологией и эмбриологией и др., в планах с.-х. вузов - общие и спец.
курсы по биологии, зоологии, микробиологии, анатомии и физиологии с.-х.
животных, физиологии растений, ботанике с геоботаникой, биохимии и др.
(см. Медицинское образование, Сельскохозяйственное образование).
В связи с бурным развитием биологич. науки
и всё возрастающими потребностями нар. х-ва в специалистах с Б. о. существенно
увеличился выпуск биологов, специализирующихся в таких областях науки,
как биохимия, биофизика, генетика, вирусология, радиобиология, молекулярная
биология и др. Создаются отделения и кафедры биофизики и биохимии на биологич.,
физико-математич. и химич. ф-тах ун-тов и др. вузов. В Новосибирском ун-те
имеется медико-биологич. отделение, к-рое выпускает теоретич. работников
в области медицины. 2-й Московский медицинский институт готовит врачей
биофизиков и биохимиков. Подготовка специалистов биологов для науч. и пед.
работы осуществляется в аспирантуре, в т. ч. и во многих н.-и. ин-тах.
Через систему аспирантуры в область биологии приходят специалисты и с физическим,
химическим и математическим образованием. Решающее значение для совершенствования
системы Б. о. имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах
по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению её связи с практикой"
(1963), в к-ром предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию биологич.,
мед. и с.-х. образования.
Широкое развитие Б. о. получило и за рубежом.
Среди крупнейших центров Б. о.- Калифорнийский (США), Оксфордский (Великобритания),
Парижский, Варшавский, Карлов (ЧССР), Берлинский (ГДР) ун-ты. Ж. А.
Медведев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я