БИХЕВИОРИЗМ
(от англ, behaviour
-поведение), ведущее направление в амер. психологии, оказавшее значит,
влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б.
лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных
и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия
(стимулы) внеш. среды. Возник на рубеже 19-20 вв. под непосредств. влиянием
экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях
не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении
психики человека, то была построена методика эксперимента, осн. на серии
контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти
воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека.
Общеметодологич. предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма,
согласно
к-рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые
попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов
отклоняются как филос. спекуляции. Отсюда осн. тезис Б.: психология должна
изучать поведение, а не сознание, к-рое в принципе непосредственно не наблюдаемо;
поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция" (S -
R). Родоначальником Б. является Э. Торндайк. Программа Б. и сам
термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование
науч. основ Б. большое влияние оказали работы В. М.Бехтерева и Н. П.
Павлова.
Согласно Б., у человека при рождении имеется
относительно небольшое числоврождённых схем поведения (дыхание, глотание
и т. п.), над к-рыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования
сложнейших "репертуа-ров поведения" (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется
и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление
реакций подчиняется "закону упражнения", т. е. многократного повторения
одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего
эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается
данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип
"проб и ошибок", согласно к-рому выработка всякой новой реакции начинается
со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет
к положит, эффекту.
Наивысшего развития Б., в его классич.
форме, достиг в 20-х гг. Осн. идеи, методики исследования и термины Б.
были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки,
объединяемые изучением поведения, получили общее назв. "бихевиоральных
наук"; это назв. сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев
оно уже не выражает непосредств. влияния идей Б.
В послевоен. время традиции Б. были продолжены
в ряде исследований по машинному переводу, а также в амер. концепциях т.
н. программированного обучения (Б. Скиннер).
Осуществлённый Б. поворот к объективному
изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое
привлечение в психологию матем. средств составили сильную сторону Б. Однако
в сов. и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике (она
была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского,
С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных
понятий, как сознание, мышление, воля и т. д., за игнорирование социальной
природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения
человека, и, в конечном счёте, за утрату собств. предмета психологии. Справедливость
этой критики была подтверждена и самим развитием Б.: его последователи
ввели в схему S - R т. н. промежуточные переменные, т. е. вновь обратились
к анализу психики и тем самым отказались от осн. тезиса Б. в его классич.
форме (см. Необихевиоризм).
Лит.: Уотсон Дж. Б., Бихевиоризм,
в кн.: Большая советская энциклопедия, т. 6, М., 1927; Экспериментальная
психология, сост. П. фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1 - 2, М., 1966,
гл. 1; Я р о ш е в с к и й М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.
Н.
Г. Алексеев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я