БЛАГО
(в этике и философии), то,
что заключает в себе определённый положит, смысл. Вопрос о Б. ставился
в философии в связи с уяснением смысла бытия и человеческого существования
как вопрос о высшем Б. (термин введён Аристотелем, лат. summum bonum),
в зависимости от к-рого определялась соотносит, ценность всех других Б.
Антич. философия усматривала высшее Б. в блаженстве -"эвдемонии", содержание
к-рой трактовалось различно представителями разных направлений: как наслаждение
(киренаики, Эпикур) или воздержание от страстей (киники), как добродетель
в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоики)
и т. д. Платон называет "благом " "единое " как основу всякого бытия. Аристотель
различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние
(богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель
и т. п.). В ср.-век. схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии
на основе принципов христ. теизма, в качестве высшего Б. выступает бог,
являющийся источником всех Б. и конечной целью человеческих устремлений.
Новоевроп. философия подчёркивает роль
субъекта в определении чего-либо как Б. (Т. Гоббс, Б. Спиноза: Б. есть
то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением
новоевроп. этики является утилитаристское истолкование Б., сведение его
к полезности (см. Утилитаризм). Кант различает высшее Б. и совершенное
Б.: первое - это добрая воля, нравств. добродетель, второе требует соединения
добродетели с блаженством.
В дальнейшем понятие Б. постепенно утрачивает
своё значение и с сер. 19 в. вытесняется понятием ценность. В более
узком, собственно этич. смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра
(см. Добро и зло). Ю. Н. Попов. Б. материальные рассматриваются
в экономике в двух аспектах: с точки зрения их полезности (способности
удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада
человека в их произ-во, чему соответствуют понятия ценности: потребительная
стоимость и стоимость. Обычно из материальных благ выделяют потребительские
Б., удовлетворяющие многообразные человеческие потребности, к-рые охватывают
товары и услуги. См. Уровень жизни.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я