БЛОНСКИЙ
Павел Петрович [14(26).5.
1884, Киев,- 15.2.1941, Москва], советский педагог, психолог, историк философии.
Доктор педагогич. наук (1935). В1907 окончил историко-филологич. ф-т Киевского
ун-та. В 1903-17 член партии эсеров. С 1913 приват-доцент педагогики и
психологии в Моск. ун-те, а также на Высших женских педагогич. курсах и
в университете Шанявского. В 1919 создаёт Академию социального воспитания
в Москве и становится её первым председателем и профессором (до 1931).
В 1930-40 заведует лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и
речи в Ин-те экспериментальной психологии.
В 1907-14 Б. с идеалистич. позиций пишет
ряд работ по истории философии. Обратившись к проблемам образования, формулирует
принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой нар.
школы (1915-16: "Трудовая школа", 1919). Согласно В., процесс учения есть
не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие
новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка. Это определило движение
Б. к педологии. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных
особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он,
однако, пришёл к механистич. выводам, согласно к-рым изменения в поведении
ребёнка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта
должно повторять развитие человеческого рода и т. п. Б. предложил генетич.
теорию памяти ("Память и мышление", 1935), сохраняющую значение до сих
пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения гл. роль принадлежит
мышлению, а не памяти.
Соч.: философия Плотина, М., 1918; Современная
философия, ч. 1 - 2, М. 1918 - 22; Педология, М., 1934; Очерки детской
сексуальности, М., 1935; Избр. педагогические произведения, М., 1961; Избр.
психологические произведения, М., 1964.
Лит.: Петровский А. В., История
советской психологии, М., 1967.
М. Н. Семёнов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я