БОГ

БОГ фантастич. образ могуществ,
сверхъестеств. существа, выступающий как предмет религ. поклонения и веры
(см. Религия). Представление о Б. как о личном и сверхприродном
является определяющим признаком теизма. В противоположность этому
в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а
подчас и тождественная ей. В дуалистич. др.-иран. религии маздеизма
образу
светлого Б.- Ахурамазды - противостоит фигура тёмного и злого божества
- Анхра-Майнью. В религиях Др. Китая, Кореи, Японии, Индии, Др. Востока
и др. политеистич. религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов,
один из к-рых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, напр.
Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян
и др. В индуизме и нск-рых др. религиях нет такого ярко выраженного
возвышения одного Б. над другими; наряду с "великими" богами здесь нередко
почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов,
гениев, демонов. В монотеистич. религиях (см. Монотеизм) вера в
единого и всемогущего бога - гл. религиозный догмат. При этом в христианстве,
в
отличие от иудаизма и ислама, единый бог имеет три лица (ипостаси):
бог-отец, бог-сын и бог-дух святой ("святая троица").


Образы богов прошли длительный путь развития,
отражая историч. эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии
ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм),
вера
в духов, демонов (см. Анимизм) и др. фантастич. образы. Нек-рые
черты этих мифологич. персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов
или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных
объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель,
предводитель своего племени в борьбе с др. племенами и их богами, напр.
Ашшур у ассирийцев, Яхве у др.-евр. племени Левия (или, как считают многие,
Иуды). У мн. оседлых народов при образовании городов-государств эти боги
превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура - Энлиль, Вавилона
- Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу-Гор, Мемфиса
- Пта, Фив -Амон и др. У египтян; бог Афин - Афина Паллада, Эпидавра -
Асклепий и др. у греков.
С объединением неск. племён или городов
вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. последнего становился
общегос., или национальным, Б., возвышаясь над др. племенными богами. Так,
Мардук стал гос. Б. Вавилонии, в Египте место гл. Б. попеременно занимали
Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое
место в политеистич. пантеоне.

Бове. Собор Сен-Пьер. 13 - 16 вв.


У древних евреев Яхве, первоначально племенной
и местный Б., превратился с объединением др.-евр. племён и созданием Иудейского
гос-ва в общеевр. Б., а позже-в единого Б.-творца и вседержителя. Образ
христ. Б. сложился в первые века н. э. Основу его составил евр. Яхве (бог-отец),
но с ним слились образ страдающего Б.-спасителя вост. религий (бог-сын
- Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух
святой). У арабов в нач. 7 в. сложилась монотеистич. религия ислам; в образе
мусульм. бога-Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием евр. Яхве,
трансформировались черты древних араб, племенных богов. Религия раннего
буддизма
отрицала
культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм
включил в себя и мн. др. богов.


С завершением историч. процесса формирования
осн. монотеистич. религий возникает религ.-филос. учение о Б. (см. Теология).
Б.
стал теперь не только осн. предметом веры и культа, но и понятием идеалистич.
философии. Выдвигались спец. доказательства бытия Б.: космологическое (раз
существует следствие - мир, космос, должно быть и движущее его начало,
конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое
(целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя;
Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление
о Б. как совершенном существе предполагает его существование; Августин
и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх осн. доказательств
выступил Кант, утверждавший невозможность к.-л. теоретич. обоснования бытия
Б., но выдвинувший новое, нравств. обоснование, рассматривая Б. как необходимый
постулат практич. разума.


В совр. бурж. философии обращение к идее
Б. происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо
на основе реставрации архаич. филос. систем прошлого - др.-инд. или ср.-век.
метафизики (неотомизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко
перекрещиваются .


Представления о богах в их различной форме
неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности
и нового времени, в особенности -франц. материалистами 18 в. и Фейербахом
(см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования
ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррацион. представлений,
в т. ч. представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов
и построением бесклассового коммунистич. общества.


Лит.: Маркс К., К критике гегелевской
философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 1; Л
е н и н В. И., Социализм и религия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12; Токарев
С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; S с h m i d t
W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1 - 12, Munster, 1912 - 55; Jacobi
H., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise fur
das Dasein Gottes, Bonn -Lpz., 1923; Soderblom N.. Das Werden des Oottesglaubens,
2 Aufl.. Lpz., 1926; Bertholet A., Gotterspaltung und Gottervereinigung,
Tubingen, 1933; D u m ё z i 1 G., Les dieux des indo-europeens, P., 1952;
Glasenapp H. von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der
Gott der neuzeitlichen Metaphysik, В., 1957; Die Religion in Geschichte
und Gegen-wart, 3 Aufl., Bd 2, Tubingen, 1958, S. 1701 -1809. См. также
лит. при ст. Атеизм.

С. А. Токарев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я