2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Философия.
БОЛГАРИЯ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Философия.
Филос. и обществ, мысль
в Б. зародилась в кон. 9 - нач. 10 вв. Её начало связано с именем Иоанна
Экзарха (10 в.), к-рый создал филос. терминологию на староболг. языке.
Он отстаивал тезис о сотворении мира богом, дал религ. интерпретацию сочинений
Аристотеля. Идеологич. формой борьбы болг. крестьян было еретич. движение
богомильство
(1-я
пол. 10 в.), оказавшее влияние на зап.-европ. ереси (катары, альбигойцы,
патарены и т. п.). В 13-14 вв. в Б. развернулась острая борьба между различными
течениями внутри болг. христианства (исихазм,
варлаами-ты) и ересями
(адамиты, богомилы и др.). Исихазм, став в Б. господствующим, получил развитие
в произведениях представителей т. н. Тырновской школы во главе с патриархом
Евфимием Тырновским. Завоевание Б. турками (кон. 14 в.) приостановило развитие
болг. обществ, мысли вплоть до 18 в.
Важную роль в становлении нац. самосознания
болг. народа, в развёртывании борьбы за нац. независимость и самобытность
болг. культуры в 18 в. сыграла деятельность Паисия Хилендарского, идеолога
Болг. нац. возрождения. Интерес к естеств. наукам способствовал распространению
в Б. в 1-й четв. 19 в. материалистич. взглядов. Развитие материалистич.
традиции в болг. философии связано с И. Г. Селиминским. Видным представителем
филос. мысли Болг. нац. возрождения был П. Берон, создавший натурфилос.
систему "Панэпистемия" ("Pariepisteme", Р., 1861-70).
С ростом нац.-освободит, и революц. движения
с нач. 60-х гг. 19 в. связано возникновение двух осн. направлений в обществ,
мысли - эволюционистского (реформистского) и революционно-демократического,
между к-рыми разгорелась острая идейная борьба. В 60-70-х гг. в реформистской
печати ("Читалище", "Прогрес", "Век" и др.) усилился интерес к идеалистич.
философии, представителями к-рой в Б. были В. Хаджистоянов Берон,
Л. Йовчев, М. Балабанов и др.; она развивалась в русле кантианства и др.
течений идеализма. Революционно-демократич. мысль, освобождаясь от идеалистич.
представлений, постепенно приобретала материалистич. характер. Идеологи
революц. демократии Л. Каравелов, В. Левский и в особенности X. Ботев утвердили
материалистич. направление в болг. философии. Освобождение страны от османского
ига (1878) способствовало развитию филос. и обществ, мысли в Б.
В кон. 19 - нач. 20 вв. болг. марксисты
во главе с Д. Благоевым выступили с критикой народничества, неокантианства,
бернштейнианства и др. бурж. и мелкобурж. филос.-социологич. концепций,
пропагандировали идеи науч. социализма в Б. Труды Д. Благоева, его критика
идеалистич. теорий (в т. ч. К. Крыстева и Д. Михалчева) способствовали
распространению и развитию в Б. марксистской философии, эстетики и лит.
критики. Д. Благоев, Г. Кирков, Г. Георгиев, Т. Петров, Г. Димитров, В.
Коларов, развивая марксистское учение об обществ, отношениях и классовой
борьбе, подвергли критике получившую распространение в кон. 19 - нач. 20
вв. реформистскую теорию Я. Сакызова о классовом сотрудничестве и др. антимарксистские
концепции.
В Б. в этот период распространяются идеалистич.
филос. концепции, к-рые были представлены И. Гюзелевым (берклианство),
К. Крыстевым, И. Георговым, А. Недялковым (неокантианство), Н. Алексиевым
(последователь В. Вундта и И. Тэна), Д. Михалчевым (последователь нем.
философа И. Ремке) и др. С нач. 20 в. болг. марксисты стали систематически
выступать с критикой взглядов идеалистов в Б.
Оформление в 1903 революц. марксистской
партии - Болг. рабочей социал-демократич. партии (тесных социалистов) -
БРСДП (т. с.) имело важное значение для укрепления позиций марксистской
идеологии. Огромную роль з развитии обществ, мысли и революц. движения
в Б. сыграло Сентябрьское антифашистское восстание 1923, явившееся переломным
моментом в развитии болг. компартии на основе принципов ленинизма.
Марксистскую философию в 20-30-х гг. 20
в. разрабатывали Т. Павлов (проблемы диалектико-материалистич. теории познания,
особенно теории отражения, эстетики, теории реализма в литературе и др.),
С. Гановский, Г. Бакалов, А. Киселинчев и др. В этот период болг. марксисты
вели борьбу против последователей идеалистич. филос. концепций А. Бергсона
(PI. Сарыллиева), В. Вундта (С. Казанджиева), 3. Фрейда (С. Консулова)
и др. Важную роль сыграли исследования М. Димитрова по проблемам психологии,
критике бурж. философии и др. В области социологии работал И. Хаджийский.
После установления нар.-демократич. строя
(1944) были созданы широкие возможности для развития марксистско-ленинской
философии в Б. В центре внимания болг. марксистов стала проблема строительства
социализма в НРБ. В решениях партии, в докладах Г. Димитрова, Т. Живкова
были проанализированы проблемы социалистич. революции в Б., индустриализации
страны и перестройки с. х-ва на основе ленинского кооперативного плана,
вопросы построения развитого социалистич. общества и др. Болг. философы
во главе с Т. Павловым исследовали ряд важных проблем теории отражения
на основе достижений совр. науки (совместный болг.-сов. труд "Ленинская
теория отражения и современность", 1969), методологии науч. познания. В
своих трудах С. Гановский разрабатывает проблемы общественно-экономич.
формации в условиях существования н борьбы двух мировых систем, истории
философии, культуры и воспитания. Болг. философы исследуют также проблемы
логики, филос. вопросы естествознания, вопросы исторического материализма
и социологии, истории философии и критики совр. бурж. философии, эстетики,
этики и научного атеизма (А. Бынков, Т. Вылов, П. Гиндев, Н. Ирибаджаков,
Ж. Ошавков, А. Поликаров и др.; см. Бычваров М. Д., Развитие философской
мысли в Болгарии, "Вопросы философии", 1969, № 9).
Центрами изучения философии и социологии
в Б. являются Ин-т философии (осн. в 1948) и Ин-т социологии Болг. АН (1968).
Статьи по вопросам философии и социологии публикуют журн. "Фи-лософска
мисъл" (с 1945), "Ново време" (с 1947), "Социологически проблеми" (с 1969),
"Известия на Института по философия" (с 1954).
Историческая наука. Возникновение
болг. историографии связано с Болг. возрождением, к-рое началось со 2-й
пол. 18 в. Характерной чертой историографии этого периода было стремление
возвеличить историч. прошлое болг. народа, вселить в него веру в свои силы
и вдохновить на борьбу за нац. независимость (Паисий Хилендарский, В. Априлов,
Г. С. Раковский и др.). Позднее обособилось направление, для к-рого характерно
было критич. отношение к источникам, фактам и хронологии. Видным представителем
этого направления, заложившим основы нац. историч. науки, был М. Дринов.
Работая в России, он глубоко исследовал наиболее важные периоды болг. истории,
создал ряд капитальных трудов по ср.-век. и античной истории Б. В 1869
Дринов основал и возглавил науч.-лит. об-во "Българско книжовно дружество"
(в г. Браила, Румыния), сыгравшее важную роль в развитии историч. науки
в Б.
После освобождения Б. от османского ига
(1878) в центре внимания болг. историч. науки становятся проблемы нац.-освободит.
борьбы и истории Болг. возрождения (3. Стоянов, Д. Страшимиров, И. Шишманов
и др.). Появляются основополагающие исследования в области истории и археологии
работавших в Б. слав, учёных - К. Иречека, братьев X. и К. Шкорпил, В.
Добруского, Ф. И. Успенского.
Большое значение в развитии историч. науки
в Б. имело создание Софийского ун-та. В первые десятилетия 20 в. видное
место в историографии занял В. Златарский; ему принадлежит капитальный
труд по истории ср.-век. Б. Историч. исследования вели Г. Кацаров, автор
трудов и по археологии, П. Ников, П. Мутафчиев, И. Дуйчев и др. В области
археологии работали также Р. Попов, Н. Мушмов, Д. Дечев, А. Протич и др.
С кон. 19 в. в Б. началось развитие марксистской историографии. Гл. её
представители - Д. Благоев, В. Коларов, Г. Димитров, Г. Бакалов, X. Кабакчиев,
Ж. Натан. Они положили начало изучению вопросов общественно-экономич. развития,
классов и классовой борьбы, истории нац.-освободит., рабочего и революц.
движения в Б. Марксистская историография окончательно утвердилась после
установления в Б. нар.-демократич. власти (1944).
В 1954-55 вышел 2-томный обобщающий труд
"История Болгарии" (в 1961 -1964 - второе переработанное и дополненное
издание в трёх томах), в к-ром дана целостная марксистская история Б. с
древнейших времён до наших дней.
Начата работа по созданию многотомной истории
страны. В развитие археологии важный вклад внесли К. Миятев, Д. П. Димитров,
Н. Мавродинов, И. Белков, В. Миков и др. В области древней истории Б. значит,
исследования принадлежат X. Данову. В трудах А. Бурмова, Д. Ангелова, И.
Снегарова и др. рассматривались вопросы образования слав.-болг. гос-ва,
феод. отношения в ср.-век. Б., слав, письменность, богомильское движение
и др. Период османского господства освещён в работах И. Снегарова, Н. Тодорова
и др. Осн. вехи развития социально-экономич. жизни и нац.-освободит, борьбы
болг. народа в период Нац. возрождения рассмотрены в исследованиях Ж. Натана,
Д. Косева, М. Димитрова, А. Бурмова, X. Гандева, X. Христова и др.
Политике империалистич. держав по отношению
к Б. в период 1908-18 посвящены работы Т. Влахова, Ц. Тодоровой. Болг.
историки (Д. Косев, X. Христов, В. Хаджиниколов, И. Митев и др.) много
сделали для изучения экономич. и политич. развития Б. в 1918-19 и Сент.
антифаш. восстания 1923. Интенсивно ведётся разработка истории болг. рабочего
и комму нистич. движения, интернациональных связей БКП, Движения Сопротивления
болг. народа в период 2-й мировой войны, развития Б. по пути социализма
(В. Хаджиниколов, Д. Сирков, Н. Горненский, В. Божинов и др.). Появились
работы, раскрывающие существо марксистско-ленинского учения о роли нар.
масс в истории, труды по методологии и философии истории, исследования,
посвящённые науч. разработке вопросов нар.-демократич. революции и социалистич.
строительства в стране. Расширилась источниковедческая база историч. трудов;
издан ряд сборников историч. документов и материалов (см. библиографию
к разделу Исторический очерк).
Центры историч. науки и подготовки кадров:
Ин-т истории Болг. АН (осн. в 1947), Археологич. ин-т Болг. АН (1920),
Ин-т истории Болг. комму нистич. партии при ЦК БКП (1953), философско-историч.
ф-т Софийского ун-та. Издаются историч. журналы: "Исторически преглед"
(с 1945), "Известия на Института за история" (с 1951), "Известия на Института
по история на БКП" (с 1957), "Известия на Археологическия институт" (с
1922). С. А. Никитин, Л. Б. Вялее.
Экономическая наука. Оформление
экономич. мысли в целостную систему взглядов произошло в Б. во 2-й пол.
19 в. и нашло отражение в трудах революционеров-демократов и представителей
реформистского направления. Революционеры-демократы (Г. С. Раковский, Л.
Каравелов, В. Левский, X. Ботев) обратились к изучению проблем политич.
экономии и конкретных вопросов экономич. развития Б. в целях разработки
и обоснования своей политич. программы. Считая подготовку всенародного
освободит, восстания против османского ига и феод. гнёта первостепенной
задачей, революционеры-демократы расходились, однако, в вопросе определения
перспектив экономич. развития страны. Одни (Раковский и др.) понимали неизбе
леность развития капитализма в Б.; другие (Ботев и др.), находясь под влиянием
идей зап. социалистов-утопистов и рус. революц. демократов и полагая, что
Б. может миновать этап капиталистич. развития, видели в крест, общине основу
будущего социалистич. общества. Реформистское направление (П. Р. Славейков
и др.) борьбу за экономич. прогресс страны сводило к проблеме просвещения.
С образованием болг. гос-ва к кон. 19 в.
возникла бурж. экономич. мысль. Её представители - И. Гешев, Г. Данаилов,
И. Богоров, К. Попов (создатель болг. статистики), Д. Мишайков, С. Демостенов,
И. Кинкел - восприняли идеи западноевроп. вульгарной бурж. политэкономии,
гл. обр. субъективной школы. Бурж. экономисты занимались разработкой практич.
проблем хоз. политики; большинство из них было объединено в Болг. экономич.
об-во (1896-1946). Определённое влияние на развитие болг. экономич. науки
оказали рус. легальные марксисты (М. Туган-Барановский, П. Струве, С. Булгаков
и др.), труды по политэкономии А. Богданова.
В условиях широкого крест, движения в кон.
19 в. в Б. оформилось мелкобурж. течение экономич. мысли, представители
к-рого, т. н. аграрии (создатель теории аграризма А. Стамболийский), рассматривали
мелкую и среднюю крест. земельную собственность как гл. опору демократич.
строя.
С кон. 19 в. в Б. начинают проникать идеи
марксизма. Д. Благоев, Г. Георгиев, В. Коларов, Г. Димитров, X. Кабакчиев,
Т. Петров и др. болг. марксисты пропагандировали марксистскую экономич.
теорию (на болг. яз. был переведён ряд экономич. работ К. Маркса и Ф. Энгельса,
в т. ч. 1-й т. "Капитала") и развивали осн. положения марксистской экономич.
науки применительно к нац. условиям.
Установление нар.-демократич. власти создало
условия для всестороннего развития марксистской экономич. мысли в Б. При
вузах были учреждены кафедры политич. экономии. Создан (1949) Ин-т экономики
Болг. АН. Экономич. ф-т Софийского ун-та (осн. в 1924) преобразован в 1952
в Высший экономич. ин-т им. К. Маркса.
Экономич. исследования направлены на решение
коренных вопросов социалистич. строительства в Б.
Учёные исследуют проблемы экономич. развития
страны, историю болг. нар. х-ва, вопросы политэкономии капитализма и социализма,
проблемы развития мировой социалистич. системы, выступают с критикой бурж.
и ревизионистских экономич. теорий. В их трудах анализируются закономерности
социалистич. экономики (К. Добрев, В. Хаджиниколов), вопросы планирования
социалистич. х-ва (Е. Матеев), финансов, кредита и ден. обращения (К. Лазаров),
статистики (И. Стефанов, А. Хотев, С. Станев), проблемы экономич. сотрудничества
социалистич. стран и их взаимоотношений с капиталистич. странами (Е. Каменев),
вопросы экономики капитализма (Т. Владигеров), истории экономич. мысли
(Ж. Натан, К. Григоров).
Экономич. исследования в Б. ведутся в академич.
ин-тах, н.-и. ин-тах при министерствах и ведомствах, в Высшем ин-те нар.
х-ва в Варне (осн. в 1921), Высшем финанс.-хоз. ин-те в Свиштове (осн.
в 1936). Осн. экономич. периодич. издания: "Икономическа мисъл" (с 1956),
"Проблеми на труда" (с 1969), "Ново време", "Труд и цени" (с 1959), "Планово
стопанство" (с 1945), "Финанси и кредит" (с 1950), "Статистика" (с 1947)
и др.
Т. Трендафилов.
Юридическая наука. До нар. революции
1944 болг. правовая наука находилась под влиянием европейской (нем., франц.
и итал.) бурж. правовой науки, что сказалось на разработке осн. разделов
болг. законодательства. Известное влияние в вопросах гражд. и уголовного
процесса оказывала и рус. правовая наука. Осн. направлением и методом дореволюц.
бурж. болг. юридич. науки было формально-догматическое, описательное или
эклектическое изучение и толкование правовых норм. Среди представителей
бурж. юридич. науки: И. Фаденхехт (гражд. право), В. Ганев (торг. право
и общая теория права), С. Киров, С. Баламезов (конституц. право), С. Бобчев
(история права), Г. Генов, М. Поповилиев (междунар. право), Н. Долапчиев,
Н. Саранов (уголовное право) и др. В 30-х гг. в науке о праве возникло
и распространилось фаш. течение, к к-рому примкнули нек-рые представители
болг. бурж. юридич. науки.
После установления нар.-демократической
власти получило развитие марксистско-ленинское направление болг. юридич.
науки. Ведутся науч. исследования проблем социалистич. гос-ва и социалистич.
законодательства, изучается и обобщается практика работы органов гос. власти
и управления, суда, прокуратуры, гос. аппарата и обществ. орг-ций. Учёные-юристы
создали труды по гос. праву (Б. Спасов, Я. Радеев, Д. Димитров и др.),
по адм. и финанс. праву (П. Стайнов, А. Ангелов, М. Костов и др.), по гражд.
праву и процессу (Л. Василев, А. Кожухаров, Ж. Сталев и др.), по трудовому
праву (Л. Радуилский и др.), по уголовному праву и процессу (И. Ненов,
С. Павлов, К. Лютов, В. Бузов и др.), по международному праву (В. Кутиков,
П. Радойнов, С. Стефанова и др.), по теории и истории гос-ва и права (В.
Захариев, М. Андреев, Д. Ангелов и др.).
Осн. центр науч. исследований в области
права - Ин-т правовых наук Болг. АН (осн. в 1948). Центрами юридич. науки
и подготовки кадров являются также юридич. ф-т Софийского ун-та, кафедры
гос-ва и права в экономич. ин-тах в Софии, Варне, Свиштове. Издаются юридич.
журналы: "Народни съвети" (с 1951), "Социалистическо право" (с 1952), "Правна
мисъл" (с 1957).
И. П. Ильинский.
Языкознание. Начало развития языкознания
в Б. относится к 80-м и 90-м гг. 19 в. Н. Геровым был создан "Словарь болгарского
языка с толкованием слов на болгарском и русском языках" (т. 1 -5, 1895-1904).
Велись исследования в области диалектологии и историч. развития болг. яз.-
среднеболг. и новоболг. периодов (Л. Милетич, Б. Цонев, И. Иванов и др.);
сравнит, грамматики индо-европ. и слав, языков (С. Младенов, В. Георгиев,
И. Леков, С. Романский); грамматики болг. языка (А. Теодоров-Балан, Ю.
Трифонов, Л. Андрейчин).
После установления нар.-демократич. власти
(1944) отмечается интенсивное развитие болгарского языкознания. Был основан
Институт болг. языка Болг. АН (1951). Выпущены "Словарь современного болгарского
литературного языка" (тт. 1 -3, 1954-59, под ред. С. Романского), "Болгарский
толковый словарь" (1955), двуязычные и специальные словари, "Болгарский
диалектологический атлас". Появились монографии, представляющие новый этап
в болг. языкознании: в области грамматики (Л. Андрейчин, С. Стоиков и др.),
болг. лексики, фразеологии и стилистики (Р. Мутафчиев и др.). др.-болг.
языка и истории болг. яз. (К. Мирчев, И. Гылыбов, Д. Мирчева, А. Минчева,
К. Даграмоджиева и др.), истории современного болг. лит. языка (Л. Андрей-чин
и др.), слав, языкознания, этимологии и ономастики (В. Георгиев, И. Дуриданов,
И. Займов и др.), стилистики (С. Василев, М. Янакиев). В области диалектологии
большую ценность представляют работы С. Стойкова, Ц. Тодорова, И. Младенова
и др.
Науч. центрами языкознания в Б являются,
кроме академич. Ин-та болг. яз., также кафедры по различным областям языкознания
(общего языкознания, болгаристики, русистики, романистики, классич. языков
и др.) при Софийском ун-те. Периодич. издания по языкознанию: "Български
език" (с 1951), "Език и литература" (с 1946).
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Научный центр республики-Болг. академия
наук (БАН), в её составе 33 НИИ. Науч. исследования по с. х-ву координирует
Академия с.-х. наук, созданная в 1961 на базе отделения биологии и с.-х.
наук БАН. Она объединяет 28 ин-тов и 28 опытных станций; в её составе более
1200 сотрудников. В 1959 образован Гос. комитет по науке и технич. прогрессу,
к-рый способствует большей целенаправленности научных исследований. В его
ведении находится ряд ин-тов, в т. ч. изобретений и рационализации, стандартизации,
мер и измерит, приборов, вычислит, техники, науч. организации производства
и труда, научно-технич. и экономич. информации.
В Б. имеется 368 науч. орг-ций, из них
при различных мин-вах и ведомствах работает 237, в т. ч. НИИ 55, проектных
организаций 18; в их составе св. 7000 специалистов. В частности, в области
химии и металлургии работают 5 НИИ, изучающих и проектирующих объекты хим.,
каучуковой, пластмассовой и нефтеперерабатывающей пром-сти. В области геологии,
геодезии, цветной и чёрной металлургии, рудодобывающей пром-сти и горного
дела исследования ведут 8 ин-тов; 63 НИИ, 5 проектных организаций, 3 научных
центра работают в области строительства, машиностроения, энергетики и электропром-сти.
Науч. исследования в области экономич.
наук ведут 6 ин-тов, 2 центра и группа финанс. исследований при Мин-ве
финансов НРБ.
Науч. учреждения Б. поддерживают всесторонние
между нар. связи, прежде всего с науч. учреждениями СССР и др. социалистич.
стран, а также Великобритании, Франции, Италии, США и др.
Результаты н.-и. деятельности публикуются
в ряде науч. изданий: докладах БАН, ежегодниках вузов, известиях ин-тов
БАН и Академии с.-х. наук, трудах ведомственных ин-тов и специализированных
журналах.
Лит.: Божков С., Болгарская академия
цаук. Краткий очерк 1869 - 1969, София, 1969; Г р о з е в Г., История на
българската философия, ч. 1-2, София, 1957-59; Б ъ н к о в А., Развитие
на философската мисъл в България, София, 1966; Бирман М. А., Основные направления
в исследовании новой и новейшей истории Болгарии в болгарской историографии,
"Советское славяноведение", 1967, № 2; В а л е в Л. Б., Новая и новейшая
история Болгарии в трудах современных болгарских исследователей (1944-67),
там же, № 4; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки,
М., 1968, с. 203-209, 391-400; Натан Ж., История на икономическата мисъл
в България, София, 1964; Г р и г о р о в К., Развитие на буржоазната икономическата
мнсъл в България между двете световни войни, София, 1960; М а т е е в Е.,
Субективната школа и марксистско-ленинската политическа икономия, 2 изд.,
София, [1949]; Андреев М., Ангелов Д., История болгарского государства
и права, пер. с болг., М., 1962.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
Периодич. болг. печать возникла в 40-х
гг. 19 в. В связи с преследованиями со стороны тур. властей первые газеты
и журналы издавались болг. патриотами и орг-циями за пределами Б. Внутри
страны периодич. печать начала развиваться лишь с 1878. В 1969 в Б. издавалось
710 газет общим тиражом 750 млн. экз. (включая многотиражки) и 780 журналов
(включая бюллетени) общим тиражом 40 млн. экз. Важнейшие газеты: "Работническо
дело" (с 1927), орган ЦК БКП, тираж 650 тыс. экз. (здесь и далее - в 1970);
"Земеделско знаме" (с 1902), орган БЗНС, тираж 160 тыс. экз.; "Отечествен
фронт" (с 1942), орган ОФ, тираж 220 тыс. экз.; "Труд" (с 1946), орган
Цен-тр. совета профсоюзов, тираж 100 тыс. экз.; "Народна младеж" (с 1944),
орган ЦК Димитровского коммунистич. союза молодёжи (ДКСМ), тираж 230 тыс.
экз.; "Народна армия" (с 1944), орган Мин-ва нар. обороны; "Поглед" (с
1930), орган Союза болг. журналистов, тираж 220 тыс. экз. Журналы: "Ново
време" (с 1897), орган ЦК БКП, тираж 32 тыс. экз.; "Партиен живот" (с 1957),
орган ЦК БКП, тираж 40 тыс. экз.; "Политическа просвета" (с 1966), орган
ЦК БКП, тираж 34 тыс. экз.; "Младеж" (с 1945), орган ЦК ДКСМ, тираж 60
тыс. экз.; "Жената днес" (с 1945), орган К-та болг. женщин, тираж 327 тыс.
экз. на болг. яз. и 70 тыс. экз. на русском.
Распространение информации внутри страны
и за рубежом ведёт Болг. телеграфное агентство (Българска телеграфна агенция
- БТА; осн. в 1898).
Радиовещание в Б. ведётся с нояб. 1929.
В 1935 радиосвязь и радиовещание были объявлены монополией гос-ва.
Радиовещание осуществляется центр. радиостанцией
в Софии и районными -в Варне, Пловдиве, Стара-Загоре. Внутр. вещание на
болг. яз. ведётся по 3 национальным и 4 районным программам и специальной
программе для столицы. С 1959 введена ежедневная программа на тур. яз.
для тур. населения Б. Общий объём внутр. вещания Болг. радио - 50 часов
в сутки. Иностр. вещание ведётся на болг. (радиостанция "Родина" - для
болгар, находящихся за границей), греч., тур., серб.-хорв., араб., англ,
(в т. ч. для США, Великобритании и стран Африки), франц. (в т. ч. для Африки),
нем., итал., исп. (в т. ч. для Лат. Америки) и эсперанто языках. Общий
объём вещания Болг. радио на заграницу - 24 часа в сутки. Регулярные передачи
телевидения начались с нояб. 1959. С 1961 Болг. телевидение имеет еженедельно
программы с общим объёмом ок. 35-40 часов (1969).
XIII. Литература
Литература Б.- древнейшая из слав, литератур.
Возникла во 2-й пол. 9 в. Её начало связано с деятельностью учеников Кирилла
и Мефодия, создателей слав, письменности. Древнеболг. лит-ра (9-12 вв.)
была преим. церк.-дидактической, но для неё было характерно гражд. отношение
к обществ, жизни и постановка филос. проблем (соч. Климента Охридского,
Константина Преславского, Иоанна Экзарха, Козьмы Пресвитера, Черноризца
Храбра). Её развитию способствовало богатое устное нар. творчество В апокрифич.
произведениях в религ. форме отразились настроения нар. масс. Близки апокрифам
богомильские антифеод. произведения ("Катарский требник", "Тайная книга"
и др.).
В 14 в. лит-ру представляли Феодосий Тырновский,
патриарх Евфимий Тырновский и ученик Евфимия - Григорий Цамблак, создавший
"Похвальное слово Евфимию".
С кон. 14 в. лит. развитие в течение нескольких
веков тормозилось в условиях османского ига. В 15-18 вв. популярны были
сборники повестей, нравоучений - "дамаскины" (по имени греч. епископа Дамаскина
Студита, проповеди к-рого переводились на болг. яз.). Но и в эту эпоху
появлялись новые переводы, литература демократизировалась Деятельность
писателей 15 в.- Константина Костенечского, Владислава Грамматика, Димитра
Кантакузина носила общий южнослав. характер. В нач. 16 в, выходят первые
болг. печатные книги.
Нац. возрождение Б., начавшееся вс 2-й
половине 18 в., было новым периодом и в развитии литературы. Выдающиеся
просветители Паисий Хилендарский (1722-98), Софроний Врачанский (1739-1813)
выступали и как писатели. Нац. лит-pa сформировалась в 50-70-х гг. 19 в.
- в период нац.-освободит, борьбы, закончившейся освобождением страны от
тур. поработителей (1878). Литература развивалась как духовное орудие этой
борьбы. Большую роль в её становлении сыграла рус. лит-pa. Многие болг.
писатели учились в России, воспитывались на рус. классич. произведениях.
В это время выступают поэты Д. Чинтулов (1822-86), П. Р. Славейков (1827-95),
Г. С. Раковский (1821-67), X. Ботев (1849-76), творчество к-рого стало
вершиной развития лит-ры эпохи Болг. возрождения; прозаик и драматург В.
Друмев (1841-1901), прозаики Л. Каравелов (1835-79), И. Блысков (1839-1913),
драматург Д. Войников (1833-78) и др. Возникают тенденции сентиментализма
(напр., в поэзии Н. Герова), романтизма (в творчестве Чинтулова, Раковского
и др.), к-рые, однако, не формируются в определённые течения. Осн. методом
становится реализм, для к-рого характерен пафос героич. романтики (творчество
Каравелова, П. Р. Славейкова, молодого И. Вазова, 1850-1921; лирика Ботева).
Бурнс развивается периодич. печать (газеты "Свобода" и "Независимост" Каравелова,
"Гайда" и "Македония" П. Р. Славейкова, "Дума на българските емигранти"
и "Знаме" Ботева и др.). В лит.-критич. статьях Ботева и Каравелова находила
обоснование эстетика болгарского реализма, близкая эстетике рус. революц.
демократов.
С конца 70-х гг., после рус.-тур. войны
1877-78 и образования нац. болг. гос-ва, в литературе идёт процесс идейно-эстетич.
размежевания. Высокого развития достигает критич. реализм. Осн. пафосом
лит-ры 80-х гг. был патриотизм. Появляются крупные произведения, посвящённые
нац.-освободит, борьбе 70-х гг.: роман выдающегося художника слова Вазова
"Под игом" (1889-90), его же лирико-эпический цикл * Эпопея забытых"
(1881-84), поэма П. П. Славейкова (1866-1912) -"Кровавая песня" (над которой
автор работал около 20 лет; опубл. полностью поем., 1925), "Записки о болгарских
восстаниях" (1884-92) 3. Стоянова (1851-89).
С 90-х гг. наступает расцвет критич. реализма.
Создаются сатирич. произведения - цикл рассказов и фельетонов "Бай Ганю"
(1895) А. Константинова (1863-97), повесть "Эпоха-кормилица „великих" людей"
(1888) Вазова; крупными сатириками были также С. Михайловский (1856-1927),
Г. Кирков (1867-1919), подвергшие осмеянию нравы бурж. общества. Одна из
осн. тем в творчестве писателей-реалистов кон. 19 - нач. 20 вв.- разорение
крестьянства. Крест. тема раскрыта в творчестве Елина-Пелина (1878-1949)
и А. Страшимирова (1872-1937), в стихах Вазова, П. Яворова (1877-1914),
Ц. Церковского (1869-1926). В стихах и прозе этих писателей возникает образ
крестьянина-бунтаря. Жанр короткого социально-гуманистич. рассказа характерен
для творчества Елина-Пелина, Страшимирова, правдиво показавших жизнь крестьянства,
Г. Стаматова (1869-1942), обличавшего бурж. мораль и духовную нищету бурж.
интеллигенции. В поэзии преобладала гражд. лирика.
В нач. 20 в. происходит процесс идейно-эстетич.
разграничения. Продолжают выступать писатели, творчество к-рых отличалось
известной противоречивостью: П. П. Славейков, П. Яворов (во 2-й период
творчества), Д. Дебелянов (1887-1916) и др.; нек-рой частью своего творчества
они представляли модернизм. Глубокий психологизм в изображении внутр. мира
человека придавал болг. реализму этого периода новые черты. Болг. модернизм
(с его осн. формой - символизмом, родоначальником к-рого был П. Яворов)
сформировался в период 1905-18. Субъективистское восприятие мира, культ
ирреального, подсознательного - характерные его черты. В 1-е десятилетие
20 в. представителями болг. символизма были Т. Траянов (1882-1945), Л.
Стоянов (р. 1888), Н. Лилиев (1885-1960), во мн. произведениях -Е. Попдимитров
(1885-1943), X. Ясенов (1889-1925).
К кон. 19 - нач. 20 вв. относится рождение
пролетарской лит-ры. В поэзии Д. Полякова (1876-1953) и прозе Г. Киркова
(1867-1919) впервые создан образ нового положительного героя - рабочего,
социалиста. В поэзии и прозе Полянова преобладали революц.-романтич. черты.
Д. Благоев (1856-1924) заложил основы марксистской эстетики в Болгарии.
Крупными литературоведами демократич. направления были И. Д. Шишманов,
Б. Пенев. Под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России и революц.
событий в Б. в литературе происходят глубокие изменения. Символизм как
течение распадается. Многие поэты порывают с ним и переходят в лагерь революц.
лит-ры: X. Ясенов, Л. Стоянов и др.; от экспрессионизма в революц. лит-ру
приходит Г. Милев (1895-1925), создавший антифаш. поэму "Сентябрь" (1925).
После Сент. антифаш. восстания 1923 возникла новая волна революц. лит-ры:
А. Разцветников (1897-1951), Н. Фуриаджиев (1903-68), А. Каралийчев (р.
1902). В 20е гг. утверждаются осн. черты социалистич. реализма, прежде
всего в поэзии X. Смирненского (1898-1923), раскрывающей жизнь в широкой
историч. перспективе; в его стихах создан образ пролет, революционера,
активного преобразователя мира. Если в 20-х гг. в социалистической лит-ре
преобладали стихотворные жанры, то в 30-х гг. значит, место занимает проза:
повести и романы Г. Караславова (р. 1904), К. Велкова (1902-60). Многостороннее
становится образ пролетарского революционера в поэзии X. Радевского (р.
1903), М. Исаева (р. 1907). Новый этап в развитии социалистич. реализма
знаменует собой новаторская поэзия Н. Вапцарова (1909-42). Антифаш. мотивы
с особой силой звучали в творчестве А. Страшимирова (роман "Хоровод", 1926),
Л. Стоянова (публицистич. статьи, рассказы и повести), А. Разцветникова
(сб. стихов "Жертвенные костры", 1924), М. Марчевского (1898-1962), К.
Белева (р. 1908), О. Василева (р. 1904), Г. Белева (1889-1963), А. Тодорова
(р. 1906), Н. Фурнаджиева и др. К демократич. писателям принадлежат И.
Йовков (1880-1937), А. Каралийчев, С. Загорчинов (1889-1969), С. Костов
(1879-1939), С. Минков (1902-66), Е. Багряна (р. 1893), Ламар (р. 1898).
Марксистскую лит. критику представляли Г. Бакалов (1873-1939), Т. Павлов
(р. 1890). Во время Движения Сопротивления (1941 -1944) героически погибли
поэты Н. Вапцаров, Ц. Спасов, X. Кырпачев и др. После победы нар.-демократич.
революции (1944) перед литературой возникли новые задачи активного участия
в социалистич. строительстве. Для литературы нар. Б. характерны стремление
к глубокому психологич. анализу, жанровое и стилевое многообразие. В области
прозы получил развитие историко-революц. роман: "Железный светильник" (1952),
"Пре-спанские колокола" (1954), "Ильин день" (1953) Д. Талева (1898-1966);
"Путь" (1945-54) С. Даскалова (р. 1909); "За свободу" (1954) С. Дичева
(р. 1920); "На жизнь и смерть" (1953) Д. Ангелова (р. 1904). Созданы романы-эпопеи
о борьбе болг. народа против капиталистич. гнёта и фашизма: "Табак" (1951)
Д. Димова (1909-66), "Простые люди" (1951-63) Г. Караславова, "Иван Кондарев"
(1958-64) Е. Станева (р. 1907). Социалистич. преобразования, проблемы новой
морали раскрыты в романах: "Семья ткачей" (1956-60) К. Калчева (р. 1914),
"Семь дней нашей жизни" (1966) А. Гуляшки (р. 1914). Характерно развитие
лирич. прозы (творчество Д. Фучеджиева, Н. Хайтова, И. Радичкова). Поэзию
представляют и поэты старшего поколения (Е. Багряна; Д. Габе, р. 1886;
М. Исаев, Н. Фурнаджиев) и плеяда поэтов, выступивших в канун Сент. нар.
вооружённого восстания 1944 и после него (В. Андреев, р. 1918, В. Ханчев,
1919-66, В. Петров, р. 1920, Г. Джагаров, р. 1925, П. Матев, р. 1924, Д.
Методиев, р. 1922, Б. Димитрова, р. 1922, П. Пенев, 1930-1959, и др.),
создавшие многообразную лирику - гражданскую, интимную, пейзажную, философскую.
В центре совр. болг. драматургии - проблемы революц. гуманизма, социалистич.
морали (пьесы К. Кюлявкова, О. Василева, К. Зидарова, р. 1902). В кон.
50-х гг. в драматургию пришла группа поэтов, стремящихся к "лиризации драмы"
(пьесы И. Пейчева, р. 1916, И. Радоева, В. Петрова), и прозаиков (Д. Димов,
Д. Асенов, Н. Хайтов и др.). Развивается интеллектуально-философская и
публицистическая драма (пьесы Г. Джагарова, Н. Русева, Л-Стрелкова).
Вопросами истории лит-ры в Б. занимаются
П. Динеков, Г. Цанев, теории лит-ры - П. Зарев, Г. Димитров-Гошкин, проблемами
зап.-европ. лит-р -М. Минков, К. Гылыбов. Проблемы лит. связей разрабатывают
Е. Георгиев, В. Велчев, С. Русакиев, Г. Константинов. Вклад в развитие
литературоведения вносят также совр. критики (Б. Делчев, П. Данчев, С.
Каролев, Е. Каранфилов, Л. Тенев и др.).
Лит.: Очерки истории болгарской
литературы XIX-XX вв., М., 1959; Державин К. Н., Болгарский театр, М.-
Л., 1950; Ерихонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль
южных славян в 60-70-х гг. XIX века, М., 1950; Марков Д. Ф., Болгарская
поэзия первой четверти XX в., М., 1959; его же, Болгарская литература наших
дней, М., 1969; Злыднев В. И., Русско-болгарские литературные связи XX
в., М., 1964; Гачев Г. Д., Ускоренное развитие литературы, М., 1964; Эстетика
и литература. Статьи болгарских критиков, пер. с болг., М., 1966; Димитров
Г., За лптературата, изкуството и науката, София, 1949; Павлов Т., За марксическа
естетпка, лнтературна наука и критика, т. 1 - 2, София, 1954 - 55; История
на българската литература, т. 1 - 2, София, 1962-66; Динеков П., Възрожденски
писатели, 2 изд., София, 1964; Зарев П., Панорама на българската литература,
т. 1, ч. 1-2, София, 1966-67; Ц а н е в Г., Страници от историята на българската
литература, 3 изд. , София, 1958; Проблеми на съвременната българската
литература, София, 1964; В е л ч е в В., Въздействието на руската класическа
литература за формиране и развитие на българската литература през XIX век.
София, 1958; Константинов Г., МинковЦ., Беликов С., Български писатели.
Биографии, библиография, София, 1961. Д.Ф.Марков.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
На терр. Б. найдены глиняные сосуды с прочерч.
и лепным геом. орнаментом, фигурки людей и животных из глины (неолит, энеолит
и эпоха бронзы - 4-2-е тыс. до н. э.). К раннему жел. веку относятся дольмены
в горах Странджа, Сакар и Вост. Родопы, наскальные рисунки с изображением
животных и людей (ок. 8-7 вв. до н. э.) близ г. Белоградчик. На побережье
Чёрного м. сохранились остатки древнегреч. колоний - Аполлонии, Месембрии
и др.- с многочисл. памятниками антич. скульптуры. О высоком уровне культуры
фракийцев
свидетельствуют
остатки г. Севтополиса (близ Казанлыка) со следами богато декориров. обществ,
и жилых зданий, купольная гробница близ Казанлыка с уникальной антич. стенописью,
отражающей фракийский быт (4 в. до н. э.).
1. Глиняный сосуд 4-го тыс. до н. э.
Национальный музей. Казан лык. 2. Глиняный сосуд эпохи бронзы. Археологический
музей. Пловдив.
Среди антич. кладов выделяется клад из
г. Панагюриште с отличающимися совершенством чеканки золотыми ритонами
в форме голов животных и сосудами с рельефными сюжетными изображениями
(4 в. до н. э.). От эпохи рим. владычества остались руины городов 1-2 вв.
н. э. (Рациария, Видинский окр.; Эскус, Плевенский окр.; Никополис-ад-Иструм,
Великотырновский окр.; и др.),крепостей (Хисар, Пловдивский окр.; Абритус,
близ г. Разград), церковь св. Георгия в Софии (4 в.) и гробница в Силистре
(4 в.; с прекрасно сохранившейся стенописью). В развалинах рим. вилл близ
Ивайловграда обнаружены мозаичные полы с мифологич. и жанровыми изображениями.
В период визант. господства начинается сооружение христ. храмов (3-нефная
базилика, т. н. Старая митрополия, в Несебыре, 5 в.; купольная базилика
св. Софии в г. София, 5-6 вв.; центрич. церковь в с. Перуштица, 6 в.; и
др.). С созданием Первого Болг. царства (680-1018) формируется собственно
болг.
иск-во,
складывающееся на основе культуры заселивших Б. в 6-7 вв. славян и протоболгар.
В своём развитии оно впитывает богатые антич. и визант. художеств, традиции.
Первым памятникам болг. зодчества (остатки крепостных стен и прямоуг. в
плане дворцов в Плиске и Преславе, 9-10 вв.), сложенным из массивных кам.
блоков, свойственна торжеств, тяжеловесность форм. Интерьеры дворцов с
мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геом.
орнаментом, а также скульптурой из меди и камня. Величествен уникальный
памятник скульптуры этого времени -т. н. Мадарский всадник - высеченный
на скале близ с. Мадара барельеф с обобщ. изображением всадника с собакой
и льва, пронзённого копьём. Церк. архитектура 9-10 вв., исходившая из визант.
прототипов (3-нефная базилика с обширным атриумом и партексом, т. н. Большая
базилика, в Плиске; т. н. Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью
декоративного убранства, в к-ром применялись глазу ров. керамич. плитки
с многообразными растит, и геом. узорами (пальметты, ромбы, круги) и изображениями
святых.
"Мадарский всадник". Рельеф близ с.
Мадара. 9 в.
"Св. Тодор" (из церкви в Патлейне).
Керамическое панно. 10 в. Музей в Преславе.
Оригинальным видом архит. декора были инкрустированные
многоцветными стёклами кам. плиты и блоки. В период визант. владычества
(1018-1187) художеств, жизнь замирает. Строятся гл. обр. укрепления и замки
(крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость близ Асеновграда и др.).
В эпоху Второго Болг. царства (1187-1396) гл. художеств, центром становится
Тырново (совр. Велико-Тырново). Для тырновской художеств. школы характерны
относительно меньшие, чем в 9-10 вв., размеры построек, стремление к декоративному
изяществу. Традиции визант. иск-ва получают в ней свободное и оригинальное
истолкование. Стены 4-столпных и 1-нефных купольных храмов, сложенных из
камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами
и украшены зубчатыми карнизами, керамич. глазуров. плитками с многоцветным
геом. орнаментом. Наружные членения часто не связаны с внутр. структурой
зданий (церкви в р-не Трапезица в г. Велико-Тырнове, 12-14 вв.; церкви
Вседержителя и Иоанна Неосвящённого в Несебыре, обе - 13-14 вв.). 13-14
вв. были временем расцвета болг. ср.-век. живописи и миниатюры. Выдающийся
памятник тырновской школы - стенопись (1259) церкви с. Бояна (ныне
в черте Софии), отличающаяся свежестью реалистич. деталей, живой непосредственностью
портретных образов, изысканностью сдержанного, мерцающего колорита. Усиливающееся
внимание к реальному миру проявляется в исполненных наивной выразительности
миниатюрах "Хроники Манасия" (сер. 14 в., Ватиканская б-ка, Рим) и "Евангелия
Ивана Александра" (1356, Брит, музей, Лондон), в к-рых наряду со сценами
болг. истории и портретами ист. лиц находит отражение совр. быт (одежда,
вооружение, архитектура). В 12-14 вв. развиваются ювелирное иск-во, резьба
по дереву и др. художеств. ремёсла. Завоевание Б. турками-османами (кон.
14 в.) положило конец расцвету древнеболг. иск-ва. Мн. памятники болг.
культуры были уничтожены. В 15-16 вв. завоеватели вели стр-во мечетей,
мостов и бань (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474; Кадин мост близ Кюстендила,
1470). Несмотря на иноземный гнёт, традиции болг. культуры продолжают сохраняться
в 15-17 вв. в декоративно-прикладном и изобразит, иск-ве. Суровым по колориту
фрескам Б. 15-17 вв.- в церкви Петра и Павла в Велико-Тырнове, 15 в., в
Драгалевском, 1476, Кремиковском, 1493, и Бачковском, 1643, монастырях
- при известном схематизме и канонич. отвлечённости образов нередко свойственны
драматич. экспрессия и наивно-реалистич. черты. В архитектуре этого времени
преобладают скромные однонефные сел. церкви с цилиндрич. сводами, покрытыми
двускатной крышей.
В период Болг. возрождения (2-я пол. 18
в.- 1878) наступает новый подъём иск-ва. Расширяется светское и церк. стр-во.
В городах сооружаются часовые башни, мосты, постоялые дворы, в сел. местности
- монастыри с живописными внутр. дворами, окружёнными арочными галереями.
Декоративной красочностью отличаются монастырские церкви с зап. притворами,
украшенными арочными галереями, с мягкими волнистыми очертаниями карнизов
и рядами двухцветной кам. кладки. Среди строителей этого периода появляются
крупные нац. мастера - Алекси Рилец, построивший три корпуса Рильского
монастыря (1816-19), Н. Фичев, соорудивший мост через р. Янтра у г. Бяла
(1865-67), ряд постоялых дворов н церквей, а также П. Йованович, автор
церкви Богородицы (1834-1860) в Рильском монастыре. В 18 в. окончательно
складываются характерные нац. типы жилых домов с кам. цокольным этажом,
фахверковой конструкцией 2-го этажа, с обилием галерей, эркеров, балконов,
с росписями на фасадах и в интерьерах и с нарядными резными деревянными
потолками (Дом Ламартина в Пловдиве, Дом Лютова в Копривштице). В изобразит,
иск-ве складывается ряд местных художеств. школ - тревненская, самоковская
и др., представители к-рых (резчики и иконописцы) создают иконостасы с
многообразным резным орнаментом. В живописи проявляется стремление освободиться
от религ. канонов. Крупнейший живописец Болг. возрождения Захарий Зограф
вводил в свои фрески изображения современников и сцены реальной жизни.
Ему же принадлежат и первые светские портреты. Светское реалистич. иск-во
складывается в Б. в 60-70-х гг. 19 в. (портреты живописцев С. Доспевского,
X. Цокева, Н. Павловича; последний был автором и первых болг. ист. композиций).
Появляется патриотич. революц. графика (Г. Данчов, X. Дембицкий).
Миниатюра "Хроники Манасия". Сер. 14
в. Ватиканская библиотека. Рим.
После освобождения Б. от османского ига
(1878) её иск-во переживает новый подъём. Начинаются большие градостроит.
работы. В Софии, Варне, Пловдиве и других городах запутанная система кривых
улиц отчасти сменяется сетью прямолинейных магистралей. В Софии сооружается
ряд обществ, зданий (Нар. собрание, 1885, арх. К. Йованович; Нар. театр
им. И. Вазова, 1904, арх. Ф. Фельнер и Г. Хельмер; храм-памятник Александра
Невского, 1904-12, рус. арх. А. Н. Померанцев; и др.). Наряду с тенденциями
эклектики в 1-м десятилетии 20 в. возникают поиски нац. архит. стиля (Синодальная
палата в Софии, 1908, арх. П. Момчилов). В период между двумя мировыми
войнами проявляется влияние функционализма и конструктивизма (Мин-во внутр.
дел в Софии, 1939, арх. Г. Овчаров). В изобразит, иск-ве в 80-х гг. 19
в. складывается демократия, реалистич. направление. Живописцы А. Митов,
И. Ангелов, И. Мырквичка и др. изображают в своих картинах жизнь крестьян,
их нац. обычаи и обряды. Расцвет реалистич. батальной живописи связан с
именем Я. Вешина.
Н. Фичев. Мост через р. Янтра уг. Бяла.
1865-67.
В. Димитров-Майстора. "Девушка". 1952.
Художественная галерея. Бургас.
К ст. Болгария. 1. Церковь св. Софии
в г. София. 5-6 вв. 2. Церковь Иоанна Неосвящённого в Несебыре. 13-14 вв.
3. Дом Лютова в Копривштице. 1854. 4. Внутренний двор Рильского монастыря.
1816-60. 5. Ф. Ф е л ь н е р, Г. X е л ь м е р. Народный театр им. И. Вазова
в Софии. 1904. 6. А. Н. Померанцев. Храм-памятник Александра Невского в
Софии. 1904-12. 7. Г. О в ч а р о в, Р. Р и б а р о в. Мавзолей Г. Димитрова
в Софии. 1949. 8. Микрорайон Западный парк в Софии. 1960-е гг. 9. Н. Н
е н о в и др. Курортный комплекс Албена близ Золотых Песков. 1960-е гг.
На рубеже 19 и 20 вв. в творчестве ряда
художников проявляется влияние импрессионизма. Реалистич. традиции 19 в.
сохраняются в пейзажной и портретной живописи (С. Иванов, Н. Петров, Ц.
Тодоров), а также в портретной скульптуре (А. Николов). В 20-30-е гг. 20
в. иск-во Б. вступает в период противоречивых творческих исканий. Ряд мастеров
иск-ва обращается к опыту европ. постимпрессионизма, сезаннизма и экспрессионизма.
Часовая башня в Тряинс. 1813.
В обстановке острой идейной борьбы постепенно
выковываются прогрессивные художеств, тенденции. Демократич. традиции нац.
культуры получают многообразное развитие в проникнутых суровой правдой
сценах крест, жизни X. Станчева, в исходящих от нар. иск-ва декоративно-красочных
композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого жизнерадостного
юмора сел. сценах С. Венева, в исполненных яркой поэтич. фантазии композициях
на темы нар. сказаний и пейзажах И. Милева, П. Гесфгиева, Ц. Лавренова,
гравюрах с изображением нац. памятников архитектуры В. Захариева, В. Стайкова
и др. Развивается портретная (И. Петров, Д. Узунов) и пейзажная живопись
(X. Станчев, П. Младенов и др.). Особой остроты достигает революц. журнальная
графика (антимонархич. и антифашистские сатирич. рисунки и гравюры А. Жендова,
С. Венева, И. Петрова, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-е гг. пролетариату
посвящают свои произведения живописцы Н. Балкански, С. Сотиров и скульпторы
М, Марков, И. Фунев, И. Лазарев, В. Емануилова и др., во многом создавая
предпосылки для формирования иск-ва социалистич. реализма.
И. Ф у н е в. "В вагоне третьего класса".
Имитация чугуна. 1935. Национальная художественная галерея. София.
После установления в Б. нар.-демократич.
строя (1944) иск-во Б. приобретает новое, социалистич. содержание. Огромный
размах получают градостроит. работы. Составляются ген. планы развития и
реконструкции Софии, Пловдива, Варны и др. городов, сооружаются новые пром.
центры (гг. Димитровград, Мадан и др.). Создаётся ансамбль центра Софии
с системой площадей (обстроенных парадными неоклассич. зданиями) и строгим
по формам Мавзолеем Г. Димитрова (1949, арх. Г. Овчаров и Р. Рибаров).
Сооружаются обществ, здания, жилые и спортивные комплексы. После периода
подражания ист. стилям во 2-й пол. 50-х гг. появляется стремление к использованию
более совр. и простых, функционально оправданных форм (Дворец бракосочетаний
в Пловдиве, арх. М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов; гостиница -"Рила" в
Софии, арх. Г. Стоилов и др.; оба здания - 1962). Балконы, эркеры, лоджии,
сильно выступающие солнцезащитные карнизы определяют приветливый облик
и пластич. выразительность фасадов. В постройках 1960-х гг. используются
фактурные и цветовые контрасты, монументально-декоративная живопись и скульптура.
Здания органично вписываются в окружающий ландшафт. Живописностью планировки
и застройки отличаются новые курортные комплексы близ гг. Варна и Несебыр
(Солнечный Берег, арх. Н. Николов и др.; Золотые Пески, арх. Г. Ганев и
др.; Албена, арх. Н. Ненов и др.), при стр-ве к-рых тактично использованы
нац. традиции. Ведутся большие работы по реконструкции и благоустройству
сёл и посёлков.
И. Мырквичка. "Рученица". 1894. Национальная
художественная галерея. София.
В изобразит, иск-ве со 2-й пол. 40-х гг.
получают распространение героич. темы революц. борьбы и социалистич. строительства,
жизнеутверждающие образы рабочих и крестьян, нац. пейзажи. Постепенно освобождаясь
от упрощённого истолкования задач социалистич. реализма, иск-во Б. обретает
многообразие и яркое нац. своеобразие форм. Большие успехи достигнуты в
монументальной и станковой живописи (И. Петров, Н. Балкански, С. Венев,
С. Сотиров, В. Димитров-Майстора, Н. Петков, Б. Денев, И. Кирков, Д. Киров,
С. Русев, Н. Мирчев), станковой и книжной графике (Б. Ангелушев, И. Петров,
А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов, М. Бехар), политич. карикатуре
(А. Грозев, Ц. Цеков, Т. Пиндарев), станковой и монументальной скульптуре
(А. Николов, И. Фунев, И. Лазарев, Л. Далчев, М. Марков, И. Крычмаров,
В. Радославов). Для живописи 60-х гг. характерно стремление к созданию
приподнятых героич. образов, к обострённой живописной экспрессии и декоративной
красочности, а также обращение к древним нац. художеств, традициям. Успешно
развиваются монументальное иск-во (мозаики А. Стаменова) и декоративно-прикладное
иск-во (резьба по дереву А. Василева, керамика Г. Бакырджиева, ковры и
декоративные ткани М. Йосифовой, С. Камбуровой и др.), мастера к-рого стремятся
сочетать совр. художеств, концепции с традициями нар. иск-ва.
П. П а н а й о т о в. Портрет Г. Димитрова.
1967. Собственность Военного клуба в Софии.
Лит.: Бичев М., Български барок...,
[София, 1955]; Томов Е., Болгарская графика, 2 изд., София, 1956; Мавродинов
Н., Старобългарското изкуство. Изкуството на първото българско царство,
София, 1950; его же, Старобългарското изкуство XI-XIII в., София, 1966;
Божков А., Болгарское изобразительное искусство, Софил, 1964; Ц о н ч е
в а М., Българско възраждане, София, 1962; Краткая история болгарской архитектуры,
София, 1969; Съвременна българска живопис (Предговор от А. Божков), София,
1969; Boschkov A., Die bulgarische Malerei. Von den Anfangen bis zum 19.
Jahrhundert, Recklinghausen, 1969.
XV. Музыка
Болг. нар. музыка сформировалась на основе
нар. музыки слав, племён, вобрав в себя элементы муз. культуры древних
жителей Балканского п-ова, а впоследствии испытала известное воздействие
соседних народов и завоевателей. Болг. нар. песни сохранили самобытность
как в отношении художеств, образности и эмоциональной окраски, так и по
ряду формальных признаков (метр, ритм, ладо-гармонич. структура и др.).
Преим. это песни одноголосного склада, в ср.-эап. и юго-зап. Б.- двухголосного.
Мн. песни в различных областях страны имеют сложные равнодольные и неравно-дольные
размеры-5/8, 7/8, 8/8, 9/8 и т. д. до 14/8. В числе древнейших нар. песен
-обрядовые, связанные с языческими обрядами и верованиями, и трудовые -жнивные,
посиделочные и др.; среди нар. танцев, восходящих к нар. обычаям,-прямое
хоро, рученица, пайдушко хоро и др. Нар. муз. инструменты: годулка, гусла
(струнные смычковые), тамбура (щипковый), различные духовые - гайда, кавал,
свирель, додюк (одноствольная свирель), двоянка (двуствольная свирель),
тупан и др. барабаны.
С принятием христианства (9 в.) развивается
церк. пение на древнеболг. языке. Создаётся болг. церк.-певческая школа,
оказавшая влияние на муз. культуру др. народов. Предположительно в 13-14
вв. сформировался т. н. болгарский распев, обнаруженный затем в рус. песенных
сборниках 17-18 вв. В 14 в. выдвинулся автор муз.-теоретич. трактата -
певчий и композитор болг. происхождения Иоанн Кукузель, живший в монастыре
в Византии.
В ходе нац.-освободит. борьбы против османского
господства создаются эпические песни - "юнашки" (героические), "хайдушки"
(повстанческие), "возрожденски" (революционные, 2-я пол. 19 в.). С освобождением
Б. (1878) связано возникновение нар. несено России. Позднее, в ходе борьбы
болг. пролетариата против капитализма, монархич. режима и фашизма, родились
нар. рабочие песни о Сентябрьском антифашистском восстании 1923, во время
2-й мировой войны -партизанские.
После 1878 начала формироваться светская
гор. культура. Возникают хоры при нар. "читалиштах" (культ.-просвет. орг-ции),
создаются духовые оркестры. С 90-х гг. 19 в. начинают развиваться проф.
муз. творчество, исполнительское иск-во и музыкознание. Первые болг. композиторы
- Е. Манолов, А. Букорештлиев, Д. Христов, П. Пипков, А. Морфов и А. Крыстев
- работали преим. в области хоровой, сольной и детской песни (гл. обр.
обработки нар. мелодий). Особенно значительно творчество Д. Христова. Начало
болг. муз.-сценич. творчеству положил Г. Атанасов-Маэстро (6 опер, 1 оперетта
и 5 детских оперетт). Первая болг. симфония создана Н. Атанасовым (1912).
С 1920-х гг. болг. композиторы работали
во всех жанрах, овладевая различными муз. формами; наряду с использованием
нар. мелодий в качестве тематич. материала они создают оригинальные произв.
на собств. муз. темы в болг. духе, с характерным нац. звучанием. Большой
вклад в музыку Б. внесли авторы опер, симфонических жанров, камерно-инструментальных
произведений П. Владигеров, П. Стайнов, Л. Пипков, позднее - В. Стоянов,
М. Големинов, Ф. Кутев, П. Хаджиев, Г. Димитров, С. Обретенов, Д. Ненов
и др. В 1904 создана первая муз. школа (с 1921 - Гос. муз. академия, с
1954 - Болг. гос. консерватория): основаны Болгарское оперное товарищество
(1908; с 1921 - Софийская народная опера), первый постоянный гос.
симф. оркестр (1928), организовано мн. самодеятельных хоров, объединённых
в Союз нар. хоров Б. (1926; с 1935 - Болг. певческий союз, существовал
до 1952). Среди исполнителей: вокалисты - X. Морфова, С. Македонский, А.
Тодорова, П. Райчев, Ц. Табакова, М. Милкова-Золотович, К. Кирова, Е. Николай,
Т. Мазаров: пианисты-А. Стоянов, П. Пелишек, Т. Янкова, Д. Ненов; дирижёры
- С. Попов, А. Найденов и А. Димитров. Значит, вклад в музыковедение Б.
внесли Д. Христов и В. Стоин.
С установлением в Б. нар.-демократич. строя
(1944) начинается новый период в развитии болг. муз. культуры. Возникают
условия для всестороннего развития проф. и самодеятельного муз. иск-ва.
Создаются новые муз. жанры - массовая песня, кантата и оратория, в к-рых
применяются совр. приёмы письма, обновляются средства муз. выражения, расширяется
тематика произв., отражающих революц. прошлое и совр. жизнь болг. народа.
В симфоническом жанре работают П. Стайнов, Ф. Кутев, Л. Пипков, А. Райчев,
К. Илиев, в жанре инструментального концерта - П. Владигеров, Л. Пипков,
В. Стоянов, М. Големинов. Выделяются оперы Л. Пипкова, П. Хаджиева, М.
Големинова, В. Стоянова, К. И лиева, оперетты П. Хаджиева, Г. Златева-Черкина,
В. Райчева, А. Карастоянова, Ж. Леви и другие; кантаты и оратории С. Обретенова,
Ф. Кутева, Л. Пипкова, Т. Попова. Мн. композиторы пишут камерную музыку,
хоровые песнм и др.
Среди ведущих болг. исполнителей: вокалисты
- Б. Христов, М. Попов, X. Брымбаров, Д. Узунов, Н. Николов, Н. Гяуров,
Н. Гюзелев, К. Попова (ум. в 1966), Ю. Винер, Л. Барева, Р. Кабаиванская:
пианисты - Л. Енчева, О. Либих, Н. Евров, А. Диков, Ю. Буков; скрипачи
- Н. Симеонова, Б. Лечев, Д. Шнейдерман, Е. Камиларов, Г. Ба-дев, Г. Байнов;
дирижёры - А. Найденов, В.Стефанов, В.Симеонов, К. Илиев, Д. Петков, Р.
Райчев. В области музыковедения работают В. Крыстев, С. Стоянов, С. Джуджев,
Р. Кацарова, Н. Кауфман, С. Петров.
Ведущие муз. орг-ции и коллективы (1970)
- консерватория, муз. училища (5), Софийская гос. филармония, симф. оркестр
Болг. радио и телевидения в Софии, 5 симф. оркестров в др. городах (в Русе,
Варне, Бургасе, Пловдиве и Плевене), 5 оперных театров (в Софии, Русе,
Варне, Стара-Загоре и Пловдиве), муз. театр им. С. Македонского (София),
Болг. хоровая капелла им. Обретенова, 2 гос. ансамбля нар. песни и танца
(в Софии и Благоевграде), Ансамбль песни и танца Болг. нар. армии, 2 струнных
квартета. Существуют также самодеят. хоры в разных городах Б. В 1948 при
Болг. академии наук осн. Ин-т музыки, к-рый разрабатывает проблемы болгарского
нар. и проф. муз. творчества, теории музыки, эстетики и муз. педагогики.
Композиторы и музыковеды объединены в творческий Союз болг. композиторов;
его печатный орган (а также К-та по иск-ву и культуре) - журн. "Българска
музика" (с 1948).
Лит..-Кръстев В., Очерки върху развитието
на българската музика, т. 1, София, [1954]; Петров С., Очерцн по история
на българската музикална култура, т. 1, София, 1959; Сб. статей болгарских
музыковедов, [ред.-сост. К. Ангелов], М., 1962; Стайнов П., За българската
музикална култура. Съст. В. Кръстев, София, 1967.
XVI. Балет
Древняя танцевальная культура болг. народа
отличается богатством и разнообразием. Развитие болг. танцевального иск-ва
было замедлено из-за многовекового османского ига. Первые попытки творчески
осмыслить танц. фольклор были сделаны в 1907 учителями гимнастики Р, Колевой
и П. Радоевым, к-рые после создания Болг. оперного т-ва (1908) поставили
там первые балетные сцены в оперных спектаклях. В 1919 Радоев открыл детскую
балетную школу. Для дальнейшего формирования проф. балетного иск-ва Б.
значительными были гастроли артистов рус. балета (1920-22). В 1927 болг.
танцовщик и балетм. А. Петров организовал первую проф. балетную труппу
в Софийской народной опере; в том же году открыл балетную школу, в которой
были подготовлены первые проф. болг. артисты балета - Е. Воронова, С. Ароэ
(С. Дрова), А. Манолов и позднее-Н. Кираджиева, Л. Берон, Л. Колчакова
и др.
В 30-х гг. 20 в. в балетном иск-ве Б. отмечаются
противоречивые тенденции. Балетм. Л. Вылкова, ученица Р. фон Лабан и М.
Вигман, поставила в Софийской народной опере балеты "Зелёная флейта" на
музыку В. А. Моцарта, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского, а также "Лебединое
озеро" П. И. Чайковского, в к-рых частично использованы классич. танец,
приёмы пластич. школы и средства свободного танца. Значительной для формирования
в болг. балетном иск-ве традиций классич. танца была постановка балета
"Спящая красавица" П. И. Чайковского (1938), осуществлённая рус. танцовщиком
и балетм. М. фроманом. В 1937 А. Петров поставил первый болг. балет "Змей
и Яна" X. Манолова, а в 1939 -"Раймонду" А. К. Глазунова. В 1942 балетм.
М. Димова осуществила постановку балета "Нестинарка" М. Големинова, в к-рой
впервые успешно использовано сочетание классич. балета с элементами нар.
танцев.
После установления в Б. нар.-демократического
строя начинается подлинный расцвет болг. балетного иск-ва. Балетная труппа
Софийской народной оперы работает в творческом содружестве с сов. балетмейстерами
и педагогами (Н. А. Анисимова, Н. С. Холфин, Ю. Н. Григорович, В. М. Чабукиани
и др.). Балетм. А. Петров поставил балеты "Жизель" А. Адана (1948, 1960),
"Лебединое озеро" (1956); "Эсмеральда" Ч. Пуньи, Л. Минкуса, С. Н. Василенко
(1958); балетм. Н. Кираджиева-"Лауренсия" А. А. Крейна (1952), "Мирандолина"
С. Н. Василенко (1954), "Треуголка" М. дё Фальй (1961). Среди ведущих танцовщиков
балетного театра 60-х гг.: В. Кирова, К. Колдамова, К. Богоева, И. Лазарев
и др. При оперных театрах в Стара-Загоре, Варне, Русе и Пловдиве созданы
балетные труппы. В 1951 открыто Гос. хореографич. уч-ще с двумя отделениями:
классич. танца и болг. танц. фольклора. С 1961 в Варне проводится междунар.
конкурс балета (1964, 1965, 1966, 1968, 1970).
XVII. Драматический театр
С глубокой древности элементы театр. иск-ва
были известны в болг. нар. играх. Многовековое османское иго тормозило
развитие театра Б. С 40-х гг. 19 в. в нар. школах ученики разыгрывали на
болг. языке драматизированные диалоги, авторами к-рых были педагоги. Любительские
труппы создавались при нар. "читалиштах" (болг. самодеятельные культурно-просветительные
орг-ции). В 1856 театральные представления состоялись в городах Ломе и
Шумене. В 1866 один из первых болг. драматургов Д. Войников основал Браильское
театральное об-во - первую постоянную труппу из любителей. В. Друмев создал
историч. драму "Иванко" (поставлена в 1872), к-рая явилась вершиной нац.
драматургии периода Болг. возрождения. В 70-х гг. 19 в. любительский театр
получил в стране большое распространение. После освобождения от османского
ига (1878) в Б. возникли первые проф. театральные коллективы: Болг. драматич.
труппа в Пловдиве, созданная на базе Румелийской театральной труппы; Пловдивская
любительская труппа, осн. часть к-рой в 1888 отделилась и образовала в
Софии театр "Основа". В 1892 в Софии создана драматич. труппа "Слеза и
смех". Формирование театра способствовало развитию болг. драматургии. На
сцене труппы "Слеза и смех" начали деятельность многие известные болг.
актёры первых лет существования проф. театра. В 1904 театр переведён на
гос. бюджет и переименован в Нар. театр. В его труппе были объединены лучшие
актёры страны: В. Кирков, А. Булевская, К. Сарафов, С. Огнянов, С. Бычваров,
3. Надева, И. Попов, А. Кирчев, X. Ганчев, Е. Снежина, Г. Киров, В. Игнатиева
и др. Для Нар. театра писали пьесы драматурги И. Вазов, А. Страшимиров,
П. Тодоров, П. Яворов.
В кон. 19 - нач. 20 вв. в Б. возникли др.
проф. театры: передвижные театры -Драматич. театр Р. Поповой, Совр. театр
(руководитель М. Икономов), Свободный театр и др. В этот период сформировалось
реалистич. направление в болг. актёрском иск-ве. Его утверждению способствовало
творчество актёров старшего поколения, получивших театральное образование
в России. Нар. театр в Софии, руководимый реж. Н. Массалитиновым (1925-44),
следовал сценич. принципам МХТ. В театре работали П. Атанасов, В. Трандафилов,
Г. Стама-тов, М. Попова, Н. Икономов, Б. Михайлов, П. Димитров и др.; драматурги
С. Л. Костов, И. Йовков, Р. Стоянов, Г. Райчев и др., деятельность к-рых
была значит, для развития нац. театра. Массалитинов создал при театре драматич.
школу-студию, в к-рой учились мн. ведущие совр. актёры Б.: И. Димов, К.
Кисимов, 3. Йорданова, П. Герганова, О. Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева
и др. В 30-х гг. прогрессивным явлением для болг. театра была деятельность
рабочих парт, театров ("Синие блузы", коллектив Трибуна, Народная сцена,
переименованная позднее в Союз болг. работников театра, Реалистический
театр, театр "Т-35" и др.), к-рые затем были закрыты буржуазными властями
из-за их антифашистской направленности. Большое значение в пропаганде прогрессивной
культуры имели передвижные театры.
После установления нар.-демократич. строя
начался процесс возрождения театрального иск-ва. Увеличилась сеть профессиональных
театров. Национальная драма является основой репертуара театров.
Театры Б. продолжают развивать реалистич.
традиции. В 1969 в Б. работали 40 театров (32 драматических, 8 кукольных)
и 3 тур. эстрадные труппы при драматич. театрах в Шумене, Кырджали и Разграде.
В Софии имеются Нар. театр им. И. Вазова, драматич. театр "Слеза и смех",
Театр Нар. армии, Сатирич. театр, Нар. театр молодёжи, театр "София", "Театр
199", Театр Слова, Уч. театр Высшего ин-та театрального иск-ва, Центр,
театр кукол. В стране развита сеть самодеят. театральных коллективов (св.
3 тыс.). Высший ин-т театрального искусства осн. в 1948. Среди ведущих
театральных деятелей 60-х гг.: актёры -Р. Делчева, О. Кирчева, С. Гецов,
Г. Калоянчев, А. Карамитев, И. Кондов, Л. Кабакчиев, С. Джонев, М. Дупаринова,
И. Димитрова, Т. Массалитинова, С. Славова и др.; режиссёры - Б. Дановский,
Ф. Филипов, К. Мирский, С. Сырчаджиев, М. АН донов и др. В Софии ежемесячно
выходит журн. "Театър" (с 1946).
Лит.: Державин К., Болгарский театр,
М.- Л., 1950; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически
театър, ч. 1-4, София, 1952-58; Сто години български театър, София, 1956;
И н д ж е в а Н., Театър на революционния протест, София, 1966. Н. А.
Ястребова.
XVIII. Кино
Производство в Б. документальных и хроникальных
фильмов началось в 1910. В 1915 поставлен первый художеств, фильм "Галантный
болгарин" (реж. В. Гендов). В 1919 организовано акц. об-во "Лунафильм",
на средства к-рого снимались хроникально-документальные и научно-популярные
фильмы, художеств, фильмы с бытовой тематикой ("Лиляна", "Под старым небом").
Частные кинофирмы снимали комедии, приключенческие и др. фильмы, далёкие
от жизни народа. В 1933 выпущен первый звуковой фильм "Бунт раба" (реж.
Гендов). В 1939 создана государственная организация "Болгарское дело",
выпускавшая фильмы, отмеченные, как правило, буржуазно-националистической
направленностью.
После победы социалистич. революции кинотеатры,
техническая база и фильмофонд перешли в руки государства (1948). В кон.
40-х - нач. 50-х гг. начало работать в кино новое поколение режиссёров,
заложивших основы современного нац. киноискусства. Осн. место заняли фильмы
о нац.-освободит, войне, о партизанских боях в годы 2-й мировой войны;
героями этих фильмов стали лучшие представители народа. Среди фильмов,
поставленных в 50-х гг.: "Калин Орёл" (1950, реж. Б. Борозанов, в сов.
прокате - "Побег из неволи"), "Тревога" (1951, реж. 3. Жандов), "Под игом"
(1952, реж. Д. Даковский), "Песня о человеке" (1954, реж. Б. Шаралиев),
"На маленьком острове" (1958, реж. Р. Вылчанов). Расширились связи болгарских
деятелей кино с кинематографией зарубежных стран; совм. с деятелями сов.
кино созданы фильмы: "Герои Шипки" (1955, реж. С. Д. Васильев), "Урок истории"
(1957, реж. Л. О. Арнштам), "Накануне" (1959, реж. В. М. Петров).
К нач. 60-х гг. определились новые тенденции
в болг. киноискусстве - стремление режиссёров сочетать высокую гражданскую
направленность, пафос борьбы за преобразование жизни с раскрытием индивидуальной
человеческой психологии, поэтич. обобщениями, отказ от господствовавших
ранее схематизма, иллюстративности. Среди фильмов 60-х гг.: "Солнце и тень"
(1961, реж. Р. Вылчанов), "Как молоды мы были" (19о1, реж. Б. Желязкова),
"Пленённая стая" (1962, реж. Д. Мундров), "Табак" (1953, реж. Н. Корабов,
в сов. прокате - "Конец „Никотианы""), "Похититель персиков" (1964, реж.
В. Радев), "Инспектор и ночь" (1964, реж. Вылчанов), "Рыцарь без забрала"
(1966, реж. Б. Шаралиев), "Отклонение" (1967, реж. Г. Островский и Т. Стоянов),
"Белая комната" (1968, реж. М. Андонов). Среди киноактёров Б.: Н. Коканова,
Г. Калоянчев, Г. Георгиев, С. Данаилов, М. Драгоманская, Д. Тончева.
В области документального, научно-популярного,
мультипликационного кино работают реж. Т. Динов, X. Топузанов, Р. Григоров,
К. Костов, X. Ковачев и др. В Софии имеется Государственный киноархив,
выпускается ежемесячный журн. "Киноизкуство" (с 1946). В Варне ежегодно
(с 1961) проводится фестиваль болг. фильмов. В Б. имеется 3104 киноустановки,
выпущено (1969): 14 игровых, 15 мультипликационных художественных фильмов,
60 документальных, 60 научно-популярных, ок. 90 короткометражных и рекламных
фильмов.
Лит.:Погожева Л., Художественные
фильмы Болгарии, М., 1963; Киноизкуството в България, София, 1960; Рачева
М., Современный болгарский фильм, София, [б. г.].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я