БОЛЬШОГО БИЗНЕСА ТЕОРИЯ

БОЛЬШОГО БИЗНЕСА ТЕОРИЯ (Big Business),
американская бурж. теория, возникшая в 40-х гг. 20 в. и ставящая своей
целью оправдание и приукрашивание власти монополистич. гигантов, беспощадной
эксплуатации ими всего общества. Наиболее видные представители этой теории
- амер. бурж. экономисты Г. Моултон, Д. Лилиенталь, А. Д. Каплан, К. Рендолл,
Дж. Уорси, У. Уизер, Ф. Мачлуп. По этой теории крупный корпоративный бизнес
не только естественный результат концентрации капитала и необходимый фактор
технич. и экономич. прогресса, но и конечная, высшая форма развития произ-ва,
направленного на удовлетворение потребностей совр. общества. С конца 50-х
и в 60-х гг. апологеты Б. б. т. особенно тщательно разрабатывали положения,
согласно к-рым важнейшая цель и назначение большого бизнеса и крупной корпорации
- "общественное благо". Представители этой теории разработали новую "философию
бизнеса", согласно к-рой большой бизнес руководствуется "моральными мотивами".
Нек-рые теоретики отрицают монополистич. характер большого бизнеса на том
основании, что при нём не уничтожается конкуренция (Лилиенталь). Это противоречит
действительным отношениям. Как отмечал В. И. Ленин, монополии, вырастая
из свободной конкуренции, не устраняют конкуренцию, а существуют над ней
и рядом с ней. Переплетение монополии и конкуренции составляет важнейшую
особенность монополистич. капитализма. В связи с расширением гос. вмешательства
в экономику представители Б. б. т. подчёркивают значение большого бизнеса
как защитника "корпоративного", "полуколлективного" принципа. Гос-во США
характеризуется ими как гос-во крупной корпорации, но вместе с тем якобы
служащее интересам всего общества, а слияние большого бизнеса с гос. аппаратом
выдаётся за "плановый капитализм".


Лит.: Б л ю м и н И. Г., Критика
буржуазной политической экономии, т. 3. Кризис современной буржуазной политической
экономии, М., 1963; А л ь т е р Л. Б., Буржуазная политическая экономия
США, М., 1961; Lilienthal D-, Big business, A new era, N. Y., 1952; Machlup
F., The political economy of monopoly, Bait., 1952; К a p 1 a n A., Big
enterprise in a competitive system, Wash., 1964; Worthy J., Big business
and free men, N. Y., 1959; В е r l e A., Power without property, N. Y.,
1959. И. И. Дворкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я