БОТТИЧЕЛЛИ
(Botticelli; собственно
Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро
(1445, Флоренция,-похоронен 17.5.1510, там же), итальянский живописец флорентийской
школы. Ок. 1465-66 учился у Филиппе Липпи. В 1481-82 работал в Риме.
В начале творчества Б. выступает как типичный представитель раннего флорентийского
Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства,
чёткая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым
деталям ("Поклонение волхвов", ок. 1470, Национальная галерея, Лондон,
и около 1476-77, галерея Уффици, Флоренция, диптих "История Юдифи", 1470-1472,
там же). В ряде ранних произв. Б. (аллегория"Сила", 1470, галерея Уффици,
Флоренция; "Св. Себастьян", 1474, Карт. гал., Берлин-Далем) заметно влияние
А. Верроккъо и А. Поллайоло. В кон. 1470-х гг. Б. сближается
с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами.
В атмосфере двора Медичи в творчестве Б. усиливаются черты утончённости
и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника.
В созданных Б. картинах на антич. и аллегорич. темы ("Весна", ок. 1477-78,
"Рождение Венеры", ок. 1483-84, "Паллада и кентавр", ок. 1485,- все в галерее
Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты
возвышенной одухотворённостью. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота
фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных,
словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности,
светлой лирич. грусти. Композиция, приобретшая классич. стройность, обогащается
прихотливой игрой линейных ритмов ("Мадонна дель Маньификат", ок. 1482-83,
"Мадонна с гранатом", 1487,-обе в галерее Уффици, Флоренция). В ряде работ
Б. 1480-х гг. проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства. В
выполненных Б. в 1481-82 фресках в Сикстинской капелле Ватикана ("Сцены
из жизни Моисея", "Наказание Корея, Дафана и Авирона" и др.) величеств,
гармония пейзажа и памятников антич. архитектуры сочетается с внутр. напряжением
сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. Портреты Б. отличает
острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутр. состояния
человека (портрет Джулиано Медичи, 1470-е гг., гал. Академии Каррара, Бергамо).
В 1490-х гг., в период потрясших Флоренцию социальных движений и мистич.
проповедей Савонаролы, в иск-ве Б. появляются морализаторские ноты, драматизм
и религ. экзальтация ("Клевета", после 1495, галерея Уффици, Флоренция;
"Оплакивание Христа", после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; "Сцены из
жизни св. Зиновия", ок. 1505, Карт, гал., Дрезден, Нац. галерея, Лондон,
и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен,
внутр. напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют
о кризисе мировосприятия художника. Рисунки Б. к "Божественной комедии"
Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин, и Б-ка Ватикана) при острой
эмоциональной выразительности сохраняют лёгкость и ясность образов. Творчество
Б., впитавшее в себя лучшие традиции итал. иск-ва 15 в., отразило глубокие
противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия. Портрет стр. 600.
Илл. см. на вклейке к стр. 601.
Лит.: Гращенков В., Сандро Боттичелли,
М., 1960; Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. Пер. с франц., англ,
и итал., М., 1962; Смирнова И., Сандро Боттичелли, М., 1967; Н о г п е
Н., Alessandro Filipepi ... called Sandro Botticelli, L., 1908; Mesnil
J., Botticelli, P., 1938; Venturi L., Botticelli, 2 ed., P., 1949; L'opera
completa del Botticelli, 2 ed., Mil., [1968].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я