БРАК

БРАК исторически обусловленная,
санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной
и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к
другу и к детям. От характера брачных отношений в значительной мере зависит
рост населения, физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается
и реализуется естеств. потребность людей в продолжении рода, преобразованная
социальными условиями и культурой.


Социальная сущность Б. определяется в конечном
счёте господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние
политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт
на себя определ. задачи по его охране и налагает на людей, вступивших в
Б., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно,
за будущее семьи. "Если бы брак не был основой семьи,- писал К.
Маркс,-то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например,
дружба" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 162).


Как социальное отношение, Б. имеет преимущественно
нравств. природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности.
В
числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности
Б.,-индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное
уважение и помощь.


Относительно первонач. форм Б. высказываются
различные гипотезы. Большинство сов. учёных считает, что первоначально,
в эпоху "первобытного человеческого стада", Б. отсутствовал. Господствовали
отношения т. н. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного
стада могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина
- со всеми женщинами. В среднем или верхнем палеолите, с возникновением
родового строя, появляются экзогамия и групповой брак, при
к-ром все мужчины одной группы имели право на половые отношения со всеми
женщинами другой группы. Эпизодич. сожительство отдельными парами с развитием
родового строя привело к возникновению парного брака, объединявшего
уже только одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый
в своей родовой группе (дислокальный брак), позднее муж стал переходить
на жительство в род жены (матрилокалъный брак), а затем - жена в
род мужа (патрилокалъный брак); личное имущество супругов оставалось
раздельным. Б. был непрочным и легко расторжимым; широко сохранялись пережитки
группового Б. (см. Сорорат, Полигамия). В развитом неолите и позже,
в эпоху металлов, в процессе распада родового строя возникла патриархальная
семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить
супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность
семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена вместе с детьми
подпала под власть мужа. Получили широкое распространение покупка и умыкание
невест,
левират,
обменный и ортокузенный брак. Своё дальнейшее законченное выражение
моногамный Б. нашёл в моногамной, или малой, семье, возникшей на заключит,
этапе распада первобытнообщинного строя. Процесс развития моногамного Б.
был ускорен с возникновением частной собственности, породившей собственнич.
форму моногамии. Её наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных
соображений (накопление собственности и передача её по наследству) над
всеми другими (психологическими, нравственными, эстетическими); порабощённость
женщин; принудительность супружеской верности.


В антагонистич. классовых формациях моногамный
Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт.
Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан,
а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство.
В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный
Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. Распространение
при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния
религии, демократизация брачносемейного законодательства и половой морали
привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису"классич." собственнич.
Б. (рост числа разводов и "дезертирств"), с другой - к развитию новой формы
брачных отношений, основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе
и характеризующихся относит, равноправием супругов.


Социалистические преобразования общества,
обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению
в массах коммунистической морали, ведут к нравственному обогащению отношений
между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный,
равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих
лиц союз мужчины и женщины, целью к-рого является обеспечение их права
на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование
брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь
на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также Семья.
А. Г. Харчев, А. И. Першиц.



Правовое регулирование. Б. влечёт установление
особых правовых отношений между супругами, а затем - между супругами и
детьми и другими членами семьи. В СССР юридич. последствия вызывает лишь
Б., зарегистрированный в установленном порядке. Б., не оформленный надлежащим
образом, не порождает между мужчиной и женщиной прав и обязанностей супругов.
Регистрацию Б. производят органы записи актов гражданского состояния
(загсы)
или сельские (поселковые) Советы, выполняющие функции загсов. Религиозный
обряд Б. не имеет правового значения. Это правило не относится к совершённым
до образования или восстановления советских органов загса религиозным обрядам
и полученным в их удостоверение документам о заключении брака (ст. 6 Кодекса
о браке и семье РСФСР 1969). В СССР все вопросы, связанные с режимом Б.,
регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о
браке и семье 1968 ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1968,
27,
ст. 241), республиканскими кодексами о браке и семье (КОБИС) и другими
законодательными актами союзных республик. Заключение Б. допускается лишь
при взаимном согласии мужчины и женщины, что исключает к.-л. давление на
лиц, вступающих в Б., а также возможность заключения Б. при помощи обмана.
Нарушение этого принципа означает несоответствие волеизъявления лица, вступающего
в Б., его действительной воле, поэтому Б. считается противозаконным и признаётся
недействительным. Не может быть также зарегистрирован Б. между лицами,
из к-рых хотя бы одно было признано недееспособным вследствие душевной
болезни или слабоумия. Для заключения Б. необходимо достижение супругами
определённого, т. н. брачного возраста, к-рый в СССР составляет 18 лет.
Законодательством союзных республик этот возраст может быть снижен, но
не более чем на 2 года. Регистрация Б. в возрасте до 18 лет допускается
кодексами союзных республик в отдельных случаях, как исключение.


Заключение Б. возможно при условии, если
лицо не состоит одновременно в другом зарегистрированном Б. В тех союзных
республиках, где двоеженство (или многоженство) является пережитком
старых обычаев, оно признаётся преступлением и преследуется в уголовном
порядке. Не допускаются Б. между родственниками: по прямой линии - независимо
от степени родства, а по боковой -линии - между братьями и сестрами полнородными
и неполнородными (см. Родство), а также между усыновителями и усыновлёнными.
Важнейший принцип сов. законодательства о Б. и семье -полное равноправие
мужчины и женщины. На возможность вступления в Б. и характер брачных отношений
не оказывает также никакого влияния нац. или расовый признак, вероисповедание.
Для оформления Б. не требуется чьего-либо разрешения. Процесс заключения
Б. включает две стадии: подача заявления о регистрации и сама регистрация
Б. (зарегистрированным Б. считается с момента выдачи свидетельства о Б.).
Прекращение Б. допускается по основаниям, установленным законом (см. Расторжение
брака).



В законодательстве другихсоциалистич. стран
правовая регламентация Б. основывается на принципах, аналогичных принципам
сов. права.


В законодательстве бурж. roc-в Б., как
правило, гражданско-правовая сделка. Соответственно порядок оформления
Б. устанавливается не семейным, а гражд. законодательством, весьма архаичным.
Так, в ФРГ до сих пор действует Герм. гражд. уложение 1896 (с незначит.
изменениями), во Франции - Гражд. кодекс 1804 (с поправками 1965) и т.
п. Характерной чертой законодательства большинства бурж. гос-в является
неравноправное положение женщины в семье, её имущественное неравенство,
умаление её родительских прав. Брачный возраст в большинстве стран ниже
для женщины: во Франции - 15 лет (для мужчин 18 лет), в Италии - соответственно
14 и 16 лет, в ФРГ 16 и 21, в США (в различных штатах) 14-18 и 15-21. В
Великобритании брачный возраст для мужчины и для женщины составляет 16
лет. Очень большое значение при заключении Б. имеет решение вопроса о режиме
имущества будущих супругов (см. Брачный контракт). В дореволюц.
России запрещались Б. после 80 (а по церковным предписаниям - после 60
лет), в США в 31 штате законодательством запрещены Б. между белыми и неграми.
В ряде мусульм. стран (напр., в Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике)
законодательством допускается многоженство. Во многих странах в вопросах
Б. и семьи сильно влияние церкви (особенно католической).


В отд. странах (напр., в Иране, Японии)
законодательство признаёт юридич. силу за т. н. временными Б., продолжительность
к-рых определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре.
Одновременно устанавливается размер выкупа, к-рый супруг передаёт жене
в таком Б. По истечении срока, на к-рый он был заключён, Б. и всякие правовые
отношения между супругами считаются прекратившимися.


Лит.: Энгельс Ф., Происхождение
семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд.. т. 21; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31 - 33; его же, [Письма] И. Ф. Арманд от
23 мая 1914, 4 января 1915 и 24 января 1915, там же, т. 48 и 49; В о л
ь ф с о н С. Я., Социология брака и семьи, Минск, 1929; его же, Семья н
брак в их историческом развитии, М., 1937; Свердлов Г. М., Брак и развод,
М.- Л., 1949; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического
исследования, М., 1964; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры,
2 изд., М., 1957; Gооde W. J., World revolution and family patterns, Chi.,
1963; A 1 d о u s J., HillR., International biblioraphy of research in
marriage and the family. 1900 - 1964, [Minneapolis, 1967].

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я