БРАМАНТЕ

БРАМАНТЕ (Bramante) [собственно
П а с к у ч ч о д'А н т о н и о (Pascuccio d'Antonio)] Донато (1444,
Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, -11.3.1514, Рим), итальянский
архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые
гуманистич. идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. До
1477 переехал в Милан, где познакомился с архит. исканиями Леонардо
да Винчи.
Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой
архит. работе Б.- перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане
(1479-83): перекрыв гл. неф и трансепт мощными цилиндрич. сводами,. Б.
использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый
таким же сводом хор; там же Б. осуществлены гармоничные центрич. композиции
сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле
Грацие в Милане (1492-97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие,
увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиц.
для зодчества Ломбардии декоративностью. Б. принадлежит и осн. замысел
собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах
над обширным средокрестием.


Переехав в 1499 в Рим, Б. занял здесь ведущее
место среди архитекторов, к-рые создали общеитал. стиль Высокого Возрождения,
повлиявший на всё европ. зодчество. Строг и величав завершённый Б. в 1499-1511
фасад дворца Канчеллерия; его внутр. двору с 2 ярусами изящных аркад Б.
придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария
делла Паче (1500-04), столбы к-рого в ниж. ярусе несут аркаду, а в верх.,
перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Наибольшей пластич. цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг
в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро
ин Монторио; 1502), окружённой внизу римско-дорич. колоннадой и расчленённой
в обоих ярусах полукруглыми нишами.


С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II
обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (ок. 1510)
и достигающий в дл. ок. 300 м, завершённый огромной нишей двор Бельведера
(1503-45) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его 3 террас использована
для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая
приёмы др.-рим. ансамблей, предвосхитил композицию мн. вилл последующего
времени. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св.
Петра в Риме. Им было предложено цептрич. сооружение с планом в виде вписанного
в квадрат равноконечного креста, с мощным сферич. куполом над средокрестием,
4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлён, но его
идеи воплотились во мн. центрально-купольных зданиях Италии и др. стран.

Д. Браманте. План собора св. Петра в
Риме. Между 1506-14.



Творчество Б.- одна из вершин архитектуры
Возрождения. Б. создал архит. образы, замечательные гармонич. совершенством
и цельностью, свободным, творч. применением классич. форм.


Лит.: Всеобщая история архитектуры
в 12 томах, т. 5, М., 1967, с. 151-82; F o r s t e r О. Н., Bramante,
W.- Mineh., [1956].

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я