БРАМС
(Brahms) Иоганнес (7.5.1833,
Гамбург,-3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился
в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена.
Испытывая острую нужду, работал тапёром, давал частные уроки, делал переложения
салонных муз. пьес. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство своих
ранних произведений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венг.
скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время к-рой познакомился
с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, к-рый в 1853 на страницах "Нового
музыкального журнала" восторженно приветствовал талант молодого Б. С кон.
50-х гг. Б.-дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно
выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле
и Об-ве любителей музыки. В сер. 70-х гг. Б. целиком посвящает себя творч.
деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист,
много путешествует. Последние годы жизни Б. омрачает мучит, болезнь.
В сложной обстановке борьбы сторонников
Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р.
Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к к.-л. из этих направлений, Б.
глубоко и последовательно развивал классич. традиции, к-рые он обогатил
новым романтич. содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравств.
стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной
порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима
эпич. мощь. Свободно-импровизац. склад сочетается в ней со строгой дисциплиной
мышления, логикой развития.
Муз. наследие Б. обширно и охватывает мн.
жанры (за исключением оперы). Четыре симфонии Б. (1876, 1877, 1883 и 1885),
из к-рых в особенности выделяется последняя, - одно из высших достижений
симфонизма 2-й пол. 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. понимал
циклич. композицию симфонии как инструментальную драму, части к-рой объединены
определённой поэтич. идеей. По художеств, значимости к симфониям Б. примыкают
его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими
инструментами. Скрипичный концерт Б. (1878) принадлежит к числу наиболее
популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также
2-й фп. концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Б. наиболее значителен
"Немецкий реквием" (1868) с его эпич. размахом и проникновенной лирикой.
Разнообразна вокальная музыка Б. (более 200 сольных песен), она заключает
в себе исполненные самым непосредственным чувством страницы его соч., видное
место в ней занимают песни нар. склада. Выполненные Б. обработки нар. песен
(св. 100) тонко подчёркивают красоту нар. мелодий.
Произведения камерно-инструментального
жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творч. поисков Б. (1-е
фп. трио, фп. квинтет и др.) и последнему периоду жизни Б., когда возникли
лучшие из этих произведений, для к-рых характерны усиление героико-эпич.
черт и одновременно субъективно-лирич. направленность (2-е и 3-е фп. трио,
сонаты для скрипки и для виолончели с фп. и др.). Фп. произведения Б. отличаются
плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой,
виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания.
Начав с сонатных циклов, Б. в дальнейшем
писал для фп. гл. обр. миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и "Венгерские
танцы" - дань восхищения Б. венг. фольклором. В последний период творчества
Б. создаёт фп. произведения камерного плана (каприччо, интермеццо).
Б. принадлежат также 2 серенады, вариации
на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др.
С о ч.: Samtliche Werke, Bd 1-26, Ausg.
der Gesellschaft der Musikfreunde, Lpz., Breitkopf und Hartel, 1926 - 28;
Briefwechsel, Bd 1 - 16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, В.,
1907 - 1922.
Лит.: Соллертинский И., Симфонии
Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л.,
1963; Д р у с-кин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс,
[пер. с нем.], М., 1970; Kalbeck M., Johannes Brahms, Bd 1-4, В., 1904-14;
Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952.
М.
С. Друскин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я