БРЕЙГЕЛЬ

БРЕЙГЕЛЬ (точнее Брегел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel),
Питер (ок. 1525-30, Бреда или с. Бреге л,-5. 9. 1569, Брюссель), нидерландский
живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене
и с 1563- в Брюсселе. Один из основоположников флам. и голл. реалистич.
иск-ва, Б. с наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь
и настроения нар. масс в пору наступавшей Нидерл. бурж. революции. Широко
образованный художник-гуманист, Б. творчески перерабатывал уроки итал.
живописи, создавая глубоко нац. иск-во, опирающееся прежде всего на нидерл.
традиции и местный фольклор. Б. черпал темы из нар. лубочных гравюр и листовок
("Детские игры", 1560, Художеств. истории, музей, Вена); часто пословицы
и притчи использовались им как иносказат. форма для глубоких размышлений
о судьбах страны и народа ("Страна лентяев", 1567, Старая пинакотека, Мюнхен).
П. Брейгель. "Художник и знаток" (возможно, автопортрет). Рисунок пером.
Графическое собрание Альбертина. Вена. В творчестве Б. сложно переплетались
юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастич. гротеск, обилие причудливых
деталей и тяга к эпич. размаху, к широким синтетич. картинам мира. Гл.
герой иск-ва Б. - нар. масса; в своих сатирич. и бытовых рисунках (выполнявшихся
часто для гравюр), религ., аллегорич. и жанровых картинах Б. выступал (обычно
в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал
трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового
уклада. От сатирич. нравоучит. рисунков, изобилующих фантастич. персонажами
в духе X. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен
("Битва Масленицы и Поста", 1559, "Несение креста", 1564, - Художеств.
историч. музей, Вена) Б. с сер. 1560-х гг. перешёл к обобщённым картинам
крест, жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистич. выразительностью
образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка
и колорита; насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов
сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства,
состояния свето-воздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Б. показывал
грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев ("Крестьянская свадьба",
"Крестьянский танец" - Художеств. историч. музей, Вена); создатель нац.
реалистич. пейзажа, Б. изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы
в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми ("Сумрачный
день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" - Художеств. историч. музей,
Внарода при исп. иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев
запечатлены во мн. картинах ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон;
"Перепись в Вифлееме", '1566, Музей старинного иск-ва, Брюссель). Кровавый
исп. террор вызвал у Б. настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в
фантастич. картинах безумия и ужасов ("Безумная Грета", 1562, музей Майер
ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях ("Сорока на виселице",
1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли
и правдивостью трагич. образах ("Слепые", 1568, Нац. музей и галерея Каподимонте,
Неаполь). Илл. см. на вклейке к стр. 24-25. Лит.: Алпатов М., Питер
Брейгель Мужицкий, М., 1939; Климов Р., Питер Брейгель, М., 1959; Bastelaar
R. van, Hulinde Loo G., Peter Bruegel 1'Ancien, son ceuvre et son temps,
v. 1 - 2, Brux., 1906 - 1907; Grossmann F., Peeter Brueghel, L,- Firenze,
1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я