БРЕХТ
(Brecht)
Бертольт (10. 2. 1898, Аугсбург,- 14. 8. 1956, Берлин), немецкий писатель,
теоретик искусства, театральный и обществ, деятель. Сын директора фабрики.
Учился на мед. ф-те Мюнхенского ун-та. В ноябре 1918 был членом солдатского
совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирич. антивоенная баллада
"Легенда о мёртвом солдате" (1918) принесла Б. известность. Первые пьесы
- "Ваал" (1918, изд. 1922), "Барабанный бой в ночи" (1922), "В чаще городов"
(1921-24, изд. 1927) - содержат сатирич. полемику с экспрессионизмом. Эти
пьесы, а также стихи и песни ("Карманный сборник", 1926; "Домашний сборник",
1927) нек-рые критики считали выражением анархо-индивидуалистич. взглядов
Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё
творчество социалистич. революции. Пьеса "Что тот солдат, что этот" (1927),
муз. комедия "Махагони" (1927), как и "Трёхгрошовая опера" (1928, музыка
К. Вейля), выражают уже резко определённую антикапиталистич. и революц.
целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию "эпического
театра", к-рый должен стать театром "эпохи науки и социалистич. революции".
Назидательные пьесы-"Перелёт через океан" (1929), "Говорящий „да" и говорящий
„нет"" (1929- 1930), "Высшая мера" (1930), "Исключение и правило" (1930),
"Горации и Куриа-ции" (1934) - рассчитаны были на постановку не только
проф. театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидат.
духе написаны и драмы "Святая Иоанна скотобоен" (1929-30, опубл. 1932)
и "Мать" (по роману М. Горького, изд. 1933). После нацистского переворота
(1933) Б. эмигрировал; в 1933-47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии,
США, где участвовал в обществ, жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает
боевая пропагандистская целеустремлённость (сб. "Песни, стихи, хоры", 1934,
"Сведенборгские стихи", 1939). Песни Б. ("Марш единого фронта", "Песня
о солидарности" и др. ), музыка к к-рым написана X. Эйслером, приобрели
особую популярность в исполнении Э. Буша. "Трёхгрошовый роман" (1934),
статья "Пять трудностей пишущего правду" (1934) - первые значит, произв.
Б. прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистич. сцен "Страх
и отчаяние в Третьей империи" (1935-38), героич. драму "Винтовки Тересы
Кар-рар" (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, "пробуждающий
у зрителей самостоятельное критическое революционное мышление", воплотились
в драмах-притчах "Добрый человек из Сезуана" (1938-40), "Карьера Артуро
Уи" (1941, пост. 1959), "Кавказский меловой круг" (1944), в историч. драмах
"Мамаша Кураж и её дети" (1939, изд. 1941), "Жизнь Галилея" (1938-39),
"Дни Коммуны" (1947) и в нар. комедиях "Господин Пунтилла и его слуга Матти"
(1940) и "Швейк во второй мировой войне" (1944). Вернувшись на родину (1948),
Б. вместе с женой - актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР
театр "Берлинер ансамбль". Б. был избран в "Академию искусств" (1950).
Влияние и слава лит. творчества и театра Б. распространились далеко за
пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во мн. театрах Сов. Союза. В 1954 спектакль
театра "Берлинер ансамбль" "Мамаша Кураж" получил 1-ю премию на Между нар.
театральном фестивале в Париже. Ученики Б. Плодотворно развивают его художеств,
опыт и эстетич. теории. Теоретич. взгляды Б; изложены в статьях "Народность
и реализм" (1938), "Малый органон для театра" (1949) и др. Б. удостоен
Нац. пр. ГДР (1949), Международной Ленинской пр. "За укрепление мира между
народами" (1954). Соч. : Stucke, Bd 1 - 14, В. - Weimar,, 1967-69 (изд.
продолжается): Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1 - 2, В. -Weimar,
1968; Schriften zum Theater, [Fr. 1M., 1968]; Uber Theater, [2 Aufl. ],
Lpz., [1969]; врус. пер. - Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956;
Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1 - 5, М., 1963 - 65. Лит.: Зингер ман
Б., О театре Брехта, в его кн. : Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В.
Г., Б. Брехт - новатор театра, М., 1961; его же, Театральноэстетические
взгляды Брехта, М., 1966; Р а и х Б. Ф., Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М.,
Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965; К о п е-лев Л., Брехт, М., 1965; Grimm
R.. В. Brecht, 2 Auf!., Stuttg., 1963; W i 1-1 e 11 J.. Das Theater B.
Brechts, Reinbek bei Hamb., 1964; Schumacher E., B. Brechts "Leben des
Galilei" und andere Stucke, В., 1965; Riilicke-Weiler K., Die Dramaturgie
Brechts, В., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.
Л. 3. Копелев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я