БРИЛИНГ
Николай Романович [1(13). 10. 1876, Москва,- 15. 3. 1961, там же],
советский учёный в области автомобилестроения, двигателей внутр. сгорания
и теплотехники, чл. корр. АН СССР (1953). Будучи студентом Моск. высшего
технич. училища (МВТУ), Б. дважды подвергался аресту и высылке за распространение
ленинской "Искры". В 1907 защитил докторскую дисс. "Потери в лопатках паротурбинного
колеса", в к-рой впервые были освещены все факторы, определяющие кпд паротурбинного
колеса. С 1908 преподавал в МВТУ, где в 1915 по инициативе Б. было положено
начало подготовке специалистов по транспортным двигателям. С 1932 проф.
Моск. автодорожного ин-та. Среди работ Б. наиболее известны "Двигатели
внутреннего сгорания" (1911; 3 изд., 1935) и "Исследование рабочего процесса
и теплопередачи в двигателе Дизель" (1931), в к-рых даны новые формулы
для подсчёта теплопередачи и разработан новый метод теплового расчёта двигателя
внутр. сгорания. Под рук. Б. сконструирован ряд оригинальных автомоб. и
авиац. двигателей, одна из моделей аэросаней. Б. участвовал в создании
первого сов. малолитражного автомобиля НАМИ-1. Ему принадлежат также работы
по проектированию и расчёту нефте-и газопроводов. Награждён орденом Ленина
и орденом Трудового Красного Знамени. Лит.: Стечкин Б. С., М и х
а йловА. И., Свиридов Ю. Б., К 90-летию со дня рождения Н. Р Брилинга,
в кн. : Труды [Центрального научноисследовательского автомобильного и автомоторного
ин-та], в. 88, М., 1966, с. 3-6.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я