БРОНЕПОЕЗД
бронированный подвижной ж. -д. состав из бронепаровоза, одной или неск.
бронеплощадок и контрольных платформ, предназначенный для боевых действий
в полосе ж. д. Бронепаровоз (обычный паровоз, покрытый бронёй) ставился
в середине состава, спереди и сзади его размещались бронеплощадки - 2-4-осные
ж. -д. платформы, на к-рых монтировался броневой корпус бронеп лошадки.
На бронеплощадках размещались личный состав, арт. и пулемётное вооружение
(1-2 пушки в башнях и 3-6 пулемётов по бортам и в орудийных башнях), средства
управления и приборы наблюдения. Контрольные платформы прицеплялись по
2 в каждом конце Б. для предупреждения подрыва бронеплощадок на минах и
фугасах, устанавливаемых противником на ж. -д. полотне. Впервые Б. появились
во франц. армии (1871) при осаде немцами Парижа, более широко применялись
англ, армией в англо-бурской войне 1899-1902, рус. армией в 1-й мировой
войне 1914-18, Сов. Армией во время Гражданской войны, когда борьба велась
за города и вдоль ж. д., а также во 2-й мировой войне 1939-45, особенно
спец. зенитные Б., предназначавшиеся для ПВО ж. -д. узлов. Значение Б.
в ходе 2-й мировой войны снизилось вследствие развития авиации и бронетанковых
войск.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я