БРОНЗА
в
искусстве, с глубокой древности материал для декоративноприкладных изделий
и скульптуры (б. ч. оловянная Б., в к-рую при литье колоколов, а в ср.
-век. Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки
Б. (поталь) служат также для бронзирования иеделий из дерева, кости, чёрных
металлов, гипса и т. д. Отличные литейные свойства Б. позволяют воспроизводить
мельчайшие детали скульпт. модели; упругость, вязкость, пластичность Б.
дают возможность, не прибегая к дополнит, опорам, создавать объёмные композиции
с резким выносом и сильным расчленением частей, получать полые, относительно
лёгкие отливки. Б., оксидируясь, приобретает стойкую окраску (естеств.
патину) - от зелёной до густокоричневой и чёрной, а кроме того,
хорошо поддаётся хим. тонировке (патинированию), золочению, полировке,
ковке, чеканке, гравировке, что помогает разнообразить цвет и фактуру
изделий. С сер. 3-го тыс. до н. э. в Месопотамии, а со 2-го - в Египте
вслед за примитивной техникой литья в открытые формы (из камня, песка,
дерева и пр. ) появилось литьё в створчатые закрытые формы из глины, снятые
с лепной или резной модели. Отлитые в них части круглой скульптуры и сосудов
скрепляли оловом. Места соединения сглаживали чеканкой, к-рой также прорабатывали
рельефные детали, что усиливало их контраст с обобщённомонумент. поверхностями,
часто полированными. Иногда чеканка дополнялась, гравировкой (бронз, голова
из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Чеканкой выявлялся
рельеф на толстостенных бытовых и культовых сосудах в древних государствах
Азии и Закавказья. На Бл. Востоке о кон. 1-го тыс. н. э. бронз, изделия
украшались более дробным рельефом и инкрустацией из меди, серебра, иногда
золота (орнаменты, сложные надписи, сцены битв, охот, придворных развлечений).
В Китае, где Б. известна со 2-го тыс. до н. э. и где до совершенства была
доведена полировка бронз, зеркал, сложные по конфигурации тонкостенные
сосуды выполнялись т. н. восковым литьём: форма изнутри покрывалась ровным
слоем воска и заполнялась глиной, затем воск вытапливали и его место занимала
Б. В Греции 5-4 вв. до н. э. для отливки крупных бронз, статуй (Поликлета,
Мирона, Лисиппа и др. скульпторов) применялось литьё °С потерей восковой
модели". При этом способе (к-рый до наших дней является основным для бронз,
монументальной скульптуры) автор ведёт окончат, моделировку изваяния по
нанесённому на него воску, к-рый затем покрывается огнеупорным материалом
и при литье уничтожается. В итоге получают идеально точную, но единств,
отливку. Свойство Б. давать богатую по градациям игру бликов и теней антич.
скульпторы тонко использовали как одно из средств воплощения трепетной
жизненности человеческого тела и придания статуям величавой монументальности.
В Др. Риме монументы (конная статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э., ныне на
Капитолии), портретные бюсты, светильники и пр. отливались крупными фрагментами.
Тщательная чеканка усиливала пластич. ясность композиции, осязаемость и
достоверность деталей. Ранние ср. -век. и романские бронз, врата церквей
и соборов (Хильдесхеймского, 1015, западные Софии Новгородской, 1152-56,
церкви Сан-Дзено в Вероне, 11-12 вв. ), надгробия (Рудольфа Швабского,
ок. 1080, собор в Мерзебурге), большие сосуды в виде животных, реликварии,
подсвечники и т. д. (реже- статуи святых) были б. ч. сборными. В этих произведениях
благодаря тому, что плоскостно решённые изображения и орнаменты выступают
на глухом ровном фоне, особенно ощутимы весомость и непроницаемость бронз,
массы. В эпоху Возрождения Л. Гиберти (сев., 1404-24, и вост., 1425-52,
двери флорентинского баптистерия), Донателло (конная статуя Гаттамелаты,
1447-53, Падуя), Андреа Верроккьо (конная статуя Коллеони, 1479-90, Венеция),
П. Фишер Старший (рака св. Зебальда, 1508-19, Зебальдускирхе, Нюрнберг)
и др. скульпторы вновь обращаются к литью с потерей восковой модели". Введённая
Б. Челлини для этого способа литья кусковая форма позволяла получать по
неск. точных отливок с одной модели, к-рые, однако, требовали удаления
чеканкой следов от стыков формы. Высокого совершенства достигло бронз,
литьё в 16 в. в России ("Царь-пушка" работы А. Чохова, 1586, масса ок.
40 т, Моск. Кремль). Постепенно усложнявшаяся в 15-16 вв. фактура
бронз, пластики, в к-рой сочетались матовые и полиров, поверхности, ровные
плоскости и богато разработанный рельеф, достигает особого разнообразия
в 17-18 вв., когда Б. становится важным элементом убранства дворцовых и
парковых ансамблей (статуи и скульпт. группы Ф. Жирардона в Версале, Б.
К. Растрелли в Ленинграде, М. И. Козловского и др. в Петродворце). Применение
позолоты разных тонов (особенно в накладках на мебель Ш. Буля, в работах
Клодиона), а также патинирования (в произв. П. Гутьера, а с нач. 19 в.
- П. Ф. Томира), сочетание глухого и ажурного литья делают почти безграничными
выразит, возможности Б. В 18 и в 1-й трети 19 вв. многие значит. бронз,
монументы выполняются в России, где работают выдающиеся мастера-литейщики:
И. Ф. и М. И. Моторины ("Царь-колокол", 1734-35, Моск. Кремль), Е. Хайлов
(ведший совм. с Э. М. Фальконе литьё "-Медного всадника" в 1775), В. П.
Екимов (отливший в один приём группу И. П. Мартоса "Минин и Пожарский",
1816, а также двери Казанского собора и ряд монументов в Ленинграде), скульптор
П. К. Клодт я многие другие. Со 2-й трети 19 в. наступает глубокий упадок
произ-ва художеств. Б. : ради удешевления бытовых изделий начинают применять
низкосортные медные сплавы (до 10-15% олова и цинка и до 3% свинца), гальванич.
золочение и механич. способы обработки (штамповка, накатка и т. д. ); преим.
развитие станковой скульптуры снижает интерес к декоративным свойствам
Б., к-рая становится гл. обр. чисто репродукц. материалом. Новое художеств,
осмысление Б. получает в последние десятилетия 19 и в 20 вв. в творчестве
импрессионистов (О. Родена, П. П. Трубецкого) и ряда скульпторов более
поздних поколений (А. Бурделя, III. Деспьо, Дж. Манцу и др. ). Для усиления
эмоцион. звучания образов они используют пластич. выразительность бронз,
подтёков, зазубрин и пр. следов литья, к-рые подчёркивают живость лепки
и следы непосредств. работы скульптора над моделью. В мягко моделированных
статуях А. Майоля едва уловимая игра светотени на плотной массе Б. создаёт
эффект внутр. пульсации жизни. Широко и разнообразно применяется Б. в сов.
скульптуре ("Крестьянка" В. И. Мухиной, 1927, "Булыжник - оружие пролетариата"
И. Д. Шадра, 1927, ряд портретов работы С. Д. Лебедевой, отлитых в Б. мастером
В. В. Лукьяновым в 1940-60-е гг., все- Третьяковская гал. ; "Женская фигура"
А. Т. Матвеева, 1937, Рус. музей, Ленинград: значительная часть памятников
во многих городах СССР). Илл. см. на вклейке, табл. II, III (стр. 48-49).
Лит.: Вейнер П., О бронзе, П., 1923; Рыбаков Б., Ремесло древней
Руси, М., 1948; Рубцов Н. Н., В. П. Екимов и П. К. Клодт - выдающиеся мастера
русского художественного литья, М., 1950; ЛевинсонН. Р., Гончарова Л. Н.,
Русская художественная бронза, М., 1958; Luer Н., Technik der Bronzeplastik,
Lpz., 1902; SchottmullerF., Bronze. Statuet-ten und Gerate, В., 1921; Сharbоnneaux
J., Les bronzes grecs, P., 1958; D e-xel Th., Les bronzes chinois, P.,
1959; Landais H., Les bronzes italiens de la Renaissance, P., 1958; Weihrauch
H. R., Europaische Bronze-Statuetten 15. -18. Jahrhundert, Braunschweig,
[1967]. 11. М. Глозман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я