БРУНО
(Bruno)
Джордано Филиппе (1548, Нола,-17. 2. 1600, Рим), итальянский философ и
поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои
взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении
в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего
пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в кн. "Вопросы
истории религии и атеизма", т. 1, 1950; т. 6, 1958). В философии Б. идеи
неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой
душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались
с сильным влиянием воззрений антич. материалистов, а также пифагорейцев.
Оформлению пантеистич. натурфилософии Б., направленной против схоластич.
аристоте-лизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая
Кузанского (у к-рого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей
из невозможности положит. определения бога). Опираясь на эти источники,
Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы,
являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,
оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности
природы и бесконечном множестве миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной
и мирах", 1584, см. "Диалоги", 1949), утверждал физич. однородность мира
(учение о 5 элементах, из к-рых состоят все тела,- земля, вода, огонь,
воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции,
из к-рой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутр. родства
и совпадения противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В
бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия,
форма и материя и т. п. Осн. единицей бытия является монада, в деятельности
к-рой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция
есть "монада монад", или бог; как целое она проявляется во всём единичном
- "всё во всём". Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии
нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам
разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства
сущего и "совпадения противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и Г.
Гегеля. Таким обр., философия Б. явилась переходным звеном от ср. -век.
филос. систем к филос. концепциям нового времени. В космологии Б. высказал
ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономич.
открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей
Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси ("О неизмеримом
и неисчислимом", 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное
количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг ср. -век. представления
о противоположности между Землёй и небом и выступал против антропоцентризма,
говоря об обитаемости др. миров. Как поэт Б. принадлежал к противникам
классицизма. Собственно художеств. произв. Б. : антиклерикальная сатирич.
поэма "Ноев ковчег", филос. сонеты, комедия "Подсвечник" (1582, рус. пер.
1940), в к-рой Б. порывает с канонами "учёной комедии" и создаёт свободную
драматич. форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской
улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом
обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, к-рый принесла с собой католич.
реакция. Соч. : Opera latine..., v. 1 - 3, Napoli, 1879-91; Opere italiane,
2 ed., t. 1-3, Bari, 1925 - 27; врус. пер. - Изгнание торжествующего зверя,
[СПБ], 1914; О героическом энтузиазме, М., 1953. Лит. Антоновский
Ю. М., Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность, СПБ, 1892;
О л ь ш к и Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М. -
Л., 1933, с. 3 - 48; В е с е л о в с к и и А. Н., Джордано Бруно. Биографический
очерк, в его кн. : Избр. статьи, Л., 1939; Джордано Бруно. Библиография
переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке, "Докл. и сообщения
филологического ин-та [ЛГУ]", 1949, в. 1; Б а е в К. Л., Создатели новой
астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей, [2 изд. ], М., 1955; Р о
ж и ц ы н В. С., Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Ш т е к л и А.,
Джордано Бруно, М., 1964; Г о р ф у н к е л ь А., Джордано Бруно, М., 1965;
Д е Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Боянов
С., Философията на Джордано Бруно, София, 1969; Silvestrini V., Bibliografia
delle opere di G. Bruno..., Pisa, 1926. В. В. Соколов. Р. Н. Хлодовский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я