БРЮЛЛОВ
Карл Павлович [12 (23). 12. 1799, Петербург,-11(23). 6. 1852, Марчано,
близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петерб.
АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал
в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петерб. АХ. В 1849
жил на о. Мадейра, с 1850 - вновь в Италии. Не удовлетворяясь академич.
воспитанием в духе эстетич. принципов классицизма, Б. стремился к реалистич.
обновлению рус. живописи, причём эти устремления проникнуты характерным
для его времени романтич. мироощущением. Иск-во Б. отмечено взволнованным
утверждением ярких и сильных эмоций, чувственнопластич. красоты человека,
страстных порывов и драматич. столкновений. Уже ранние картины Б. ("Итальянский
полдень", 1827, Рус. музей, Ленинград; "Вирсавия", 1832, Третьяков, гал.
) показывают попытки художника отойти от условности академич. иск-ва, добиться
естественности и чувств, обаяния в изображениях обнажённого тела, большей
правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре.
Осн. произв. Б. - картина "Последний день Помпеи" (1830-33, Рус. музей)
- изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев
прекрасными, полными благородства людьми, Б. подчёркивает трагичность их
неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась
атмосфера ист. конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления
освободит, движений. В картине ещё много традиц. черт академич. классицизма
(идеальность типов, условное построение групп), романтич. театральных эффектов,
но она знаменует важный этап в развитии рус. ист. живописи благодаря стремлению
Б. к психологич. правде и ист. достоверности (изучение археол. и документ,
материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы
людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших ист. композиций
(в т. ч. попытка создать нар. эпопею в картине "Осада Пскова", 1839-43,
Третьяков, гал. ), как правило, не получали завершённого воплощения. Блестящее
композиц. и декоративное мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных
портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном
интерьере), полных радости жизни, романтич. приподнятости чувства, сверкания
полнозвучных красок ("Всадница" - портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет
В. А. Перовского, 1837,- в Третьяков, гал. ; портрет Ю. П. Самойловой с
Амацилией Пачини, ок. 1839, Рус. музей). Более интимные, строгие и сдержанные
портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова,
1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851,- в
Третьяков, гал. ) принадлежат к крупным достижениям рус. реалистич. портрета;
они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость,
а подчас и обществ, значимость его интеллектуальной жизни. Б. был замечат.
мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности
наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итал.
зарисовки; пейзажи и наброски, выполн. во время поездки в Грецию и Турцию,
1835). Ряд работ Б. не свободен от внешней красивости и мелодраматизма,
усвоенных брюлловской школой. Лит.: Раков а М. М., Брюллов-портретист,
М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников...,
2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963. В. М. Датунов.
Илл. см. на вклейке к стр. 9.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я