БРЮССЕЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ
международные о морском судоходстве, соглашения по отд.
вопросам мор. права, разрабатываемые Междунар. мор. к-том и принимаемые на
дипломатич. конференциях в Брюсселе, к-рые созываются по инициативе пр-ва
Бельгии. В 1950-68 состоялось 12 конференций, на к-рых были приняты 16 конвенций.
Б. к. содержат гл. обр. нормы гражд. права, к-рые регулируют отношения, возникающие
в области торг, мореплавания: перевозка грузов, пассажиров и багажа, возмещение
ущерба, причинённого столкновением судов, вознаграждение за спасение на море,
ограничение ответственности судовладельца и др. Важнейшие Б. к. : 1) Междунар.
конвенция для объединения нек-рых правил относительно столкновения судов от
23 сент. 1910 (содержит основные правила об имуществ. ответственности за вред,
причинённый столкновением судов); ратифицирована более чем 50 гос-вами; 2)
Междунар. конвенция для объединения нек-рых правил относительно оказания помощи
и спасения на море от 23 сент. 1910 с изменениями, принятыми 27 мая 1967 (определяет,
при каких условиях спасение терпящих на море бедствие судов, грузов и людей
даёт право на получение вознаграждения); ратифицирована 50 гос-вами; 3) Междунар.
конвенция для унификации нек-рых правил относительно коносамента от
25 авг. 1924 (содержит в основном правила об ответственности перевозчика при
мор. перевозках грузов, осуществляемых по коносаменту); ратифицирована 40
гос-вами. С 1926 СССР является участником Б. к. относительно столкновения
судов и спасения на море (1910), все основные правила к-рых воспроизведены
в Кодексе торгового мореплавания СССР (КТМ); в КТМ содержатся также
важнейшие положения Б. к. 1924 о коносаментах, хотя СССР в ней не участвует.
А. Л. Маковский.А. Л. Маковский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я