БРЯНСК
город,
центр Брянской обл. РСФСР. Расположен на р. Десне, при впадении р. Болвы.
Крупный узел жел. дорог (линии на Москву, Киев, Харьков, Гомель, Смоленск,
Орёл и Вязьму). В 1956 в состав Б. вошёл соседний пром. город Бежица. 318
тыс. жит. (1970; в 1939-174 тыс., в 1959-207 тыс. жит. ). Б. возник как укреплённый
пункт на высоком прав, берегу Десны, среди лесов. Первоначальное назв. - Брынь,
затем Дебрянск. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146. В 12
в. принадлежал черниговским князьям, с 1252 - "стольный" город удельного Брянского
княжества. В 1356 был захвачен литов. кн. Ольгердом и находился под властью
Литвы и Польши. В 1500 войско Ивана III овладело Б. и он окончательно вошёл
в состав Моск. гос-ва. При Петре I был заново укреплён; в городе заложена
корабельная верфь, на к-рой в 1737-39 строились суда Брянской флотилии для
похода в Турцию. В 1783 в Б. был основан арсенал для изготовления осадной
и полевой артиллерии. В 1709 вошёл в состав Киевской губ., а с 1778 - уездный
город Орловской губ. В 19 в. Б. становится центром Брянского пром. рна; в
70-х гг. возникает акц. об-во Брянского рельсопрокатного, железоделательного
и механич. заводов. В 1898-1900 был создан ОрловскоБрянский к-т РСДРП. Сов.
власть в Б. установилась 25 окт. (7 нояб. ) 1917. В период Великой Отечеств,
войны Б. был занят (6 окт. 1941-17 сент. 1943) нем. фаш. захватчиками; в окрестностях
города (в брянских лесах) действовало ок. 60 тыс. сов. партизан. Б. - крупный
индустриальный центр. В пром-сти ведущую роль играет машиностроение: з-ды
- машиностроительный (быв. паровозостроительный), автомобильный, дорожных
и с. -х. машин, "Строммашина" и др. ; гл. продукция - дизели, тепловозы, специальные
(изометрические и др. ) грузовые вагоны, тяжёлые тракторы, бульдозеры, скреперы,
автогрейдеры, асфальтосмесители, узлы и агрегаты для автомашин, оборудование
для цементных заводов, дробилки, машины и оборудование для сельского хозяйства
и др. Развиты пере дельная металлургия и выпуск стального литья; произ-во
стройматериалов (з-д силикатного кирпича, кирпичноизвестковый и строит, деталей
комбинаты, з-д железобетонных изделий и др. ), лёгкая (камвольный комбинат,
швейные и обувные ф-ки), пищевая (мелькомбинат, мясокомбинат, молочный з-д
и др. ), деревообр. пром-сть. Б. получает газ по газопроводам из Дашавы и
Шебелинки. Имеется тепловая электростанция. В Б. - ин-ты трансп. машиностроения
и технологич., 12 средних спец. уч. заведений; драм, театр; краеведч. музей.
Совр. Б. делится на 4 района, различных по внеш. облику и экономич. значению.
Ядро города - Покровская гора, расположенная на крутом правом берегу Десны,
на левобережье Десны - юж. часть Б., его привокзальный район. Осн. индустр.
район расположен в сев. части города при слиянии Болвы и Десны (быв. г. Бежица);
в сев. -зап. части Б. формируется новый пром. район. Лит..'Соколов
В. и Ш а в ы р и н Б., Брянск. Историкоэкономический очерк, Брянск, 1952;
Волохов В. П., Брянск, Тула, 1968.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я