БРЯНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
(бывший паровозострои тельный), один из
крупнейших заводов транспортного машиностроения СССР. Выпускает мощные малооборотные
дизели для морских судов, маневровые тепловозы ТЭМ-2 мощностью 880 кет
(1200 л. с. ) и пятивагонные рефрижераторные секции для перевозки
скоропортящихся грузов. Основан в 1873 как металлургический завод по произ-ву
ж. -д. рельсов и скреплений. В 80-х гг. 19 в. выпускал вагоны, платформы и
цистерны, а в 90-х гг. - паровозы. В период Гражданской войны и военной интервенции
1918-20 рабочие завода ремонтировали бронепоезда, паровозы, вагоны, выполняли
заказы для фронта. На заводе, впервые в стране, были разработаны "Временные
правила внутреннего распорядка", к-рые В. И. Ленин предложил распространить
на всех пром. предприятиях (1918). За годы довоенных пятилеток завод реконструирован
и расширен. Во время нем. фашистской оккупации г. Брянска завод был разрушен.
После освобождения города (сент. 1943) завод восстановлен, построены новые
цехи: турбинный, дизельный и др. В дек. 1946 изготовлен первый послевоенный
паровоз серии "Л" мощностью 1470 кет. С 1946 завод выпускает вагоны,
с 1951 вместо паровозов - паровые турбины. В 1954 выпущен первый паротурбинный
энергопоезд мощностью 4000 кет. В 1958 начат выпуск маневровых тепловозов,
в 1961 выпущен первый судовой дизель мощностью 6624 кет. Завод награждён
орденом Трудового Красного Знамени (1966). В. П. Лапин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я