БУДДИЗМ
,
одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б.
возник в древней Индии в 6- 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился
на ряд религиознофилософских школ. Основателем Б. считается индийский принц
Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого,
просветлённого. Б. появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат
мелких монархия, гос-в (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс
формирования единого гос-ва, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи
Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий
между социальными группами, кастами, к-рые осложнялись пестротой этнич. состава
населения. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя
бы в сфере нереального. Б. был ответом на эти искания. Явившись реакцией на
брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому
строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, Б.
универсальностью предложенного им пути к "спасению" приобрёл в период своего
возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью,
отрешённостью от конкретноисторич. ситуации Б. оказался приемлемым и для господствующих
в обществе сил. Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на
18 сект, разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов - в Раджагрихе (ок.
477 до н. э. ), в Вайшали (ок. 367 до н. э. ), в Паталипутре (3 в. до н. э.
) и в Кашмире (2 в. н. э. ). Важнейшим событием в истории Б. было образование
в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков (сторонников "большой
общины"), знаменовавшее начало раскола Б., к-рый привёл в нач. н. э. к разделению
его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну ("малая колесница", или "узкий путь")
и махаяну ("большая колесница", или "великий путь"). В течение 1-5
вв. окончательно сформировались главные религиознофилос. школы Б. : в хинаяне
- вайбхашики и саутрантики, в махаяне - йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики.
Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада Б. (букв. - учение
старейших). Время расцвета Б. в Индии - сер. 1-го тыс. до н. э. - нач. 1-го
тыс. н. э. Конец этого периода, совпавший с развитием индуизма; ознаменовался
в истории Б. определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом.
Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине, Б. не исчез; проповедуемый
монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н.
э. ) - деятельного приверженца Б., он распространился по всей Юго-Вост. и
Центр. Азии, захватив отчасти Ср. Азию и Сибирь. (В период с 3 в. до н. э.
до сер. 1-го тыс. н. э. Б. утвердился на Цейлоне, в Индонезии и Индокитае;
в первые века н. э. Б. начал проникать в Китай, Тибет, в 4-6 вв. - в Корею,
Японию, в 16- 17 вв. - в Монголию, в 18 в. - в Бурятию. ) В юго-вост. странах
утвердилась хинаяна, получившая назв. юж. Б. ; в северных - махаяна, ставшая
известной под именем сев. Б. Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние
брахманизма и индуизма {веданты, и йоги). Столкнувшись же с
условиями и культами сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся
с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими
верованиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии разбившись на ряд сект,
сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн (возникла в 5 в. в Китае,
кит. чань; в наст, время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется
особое направление Б. - ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под
влиянием к-рого возникло новое направление Б. - ламаизм. Будучи исключительно
восприимчивым к разнообразным идеологич. комплексам, Б., однако, сохранял
неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие
своего учения, культа и мифологии. Религ. -филос. лит-pa Б. обширна и включает
соч. на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском,
кхмерском, кит., япон. и др. языках. Большая часть хинаянской лит-ры входит
в т. н. палийский канон-"Типитаку" (букв. "Три корзины"). Из неканонич. соч.
школ хинаяны наибольшее значение имеют "Милинда-паньха", а также "Абхидхармакоша"
Васубандху. К махаянской лит-ре, включавшей в санскритском переводе большую
часть хинаянского канона, относятся, наряду с т. н. осн. махаянскими сутрами,
такие источники, как "Махавасту", "Дивьявадана" ("Собрание божественных авадан"),
"Лалитавистара", соч. Ашвагхоши (наиболее важное "Буддхачарита"), Арьяшуры
("Джатакамала", или "Гирлянда джатак"), Шантидевы и др. Умозрит. философия
махаяны представлена множеством соч., из к-рых наиболее значительны соч. Нагарджуны
("Мадхьямикакарика") и Асанги. Все произв. махаянского и большая часть хинаянского
канонов были переведены с санскрита (а иногда непосредственно с пали) на кит.,
затем и на тибет. яз. В Тибете эти переводы наряду со мн. оригинальными текстами
составили два многотомных собрания - "Ганджур" и "Данджур". Особенностью буддийского
учения является его практич. направленность. С самого начала Б. выступил не
только против особого значения внешних форм религ. жизни, в частности ритуальности,
но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма,
и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Осн. содержание
буддийских книг - практич. доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена
в учении о "четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания,
состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания;
короче - существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны,
страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние,
с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б. )- как некая "реальность",
имеющая и объективную (космическую) основу. Статуя Будды из Гандхары. 1 в.
до н. э. Берлинский музей. Подчеркнув в качестве исходного положения, что
вообще бытие - это страдание, Б. определяет страдание прежде всего не как
переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния,
ожидание реального страдания, более того - ожидание эффектов самого этого
ожидания: ощущений страха, тревоги и пр. Т. е. страдание в Б. выступает как
состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости,
неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания,
которое считается в Б. психологич. причиной страдания. Буддийское представление
о бытии как страдании усугубляется тем, что Б. принимает концепцию бесконечности
перерождений (сансара). Смерть в Б., таким образом, не кара, не трагедия и
не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям. В
основе интерпретации страдания как космич. реальности лежит представление
о жизнедеятельности личности в связи с внеш. миром, в частности о психофизич.
элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают,
исчезают и появляются вновь, т. е. находятся в постоянном волнении, вызывая
своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение
часто уподобляется в буддийской лит-ре горению пламени светильника с характерным
для Б. подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса - вместо субстанции.
Следствием признания существования дхарм является отрицание Б. души как неизменной
духовной сущности и отождествление человеческого "я" с совокупным функционированием
пяти наборов дхарм, т. н. скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции,
представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание.
Б. исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому
в Б. освобождение прежде всего выражено в категориях пути, т. е. предстаёт
как "правильное поведение" и "правильное знание". В Б. нет жёсткого канона
поведения и по существу отрицается значение любой внеш. формы поведения. Особенно
это положение подчёркнуто, напр., в раннем Б., дзэн и др. В нравств. плане
это означает признание разнообразия и относительности нравств. норм, уравнение
нравственнопротивоположных действий, отсутствие понятий ответственности и
вины как чего-то абсолютного. Гл. чертами буддийской нравственности в её внешнем
выражении являются терпимость, "текучесть"; это - мораль, всем равно помогающая
и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит
сознание внутр. отдалённости субъекта всему, что его окружает. Б. считает
удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми
(что отчасти выражено Б. в доктрине т. н. среднего пути, одинаково отвергающего
погружение в чувств, удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является
человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия,
что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский
идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, гл.
чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости
на всё) и созерцание внутр. бытия. Одним из осн. средств преобразования психики
и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской
йоги (дхьяны). Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглублённости
есть освобождение, или нирвана В текстах развитого Б. это состояние
означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм,
переход их из состояния бытия проявленного в состояние непроявленного, истинного
бытия. Утверждая, что нирвана есть определённое психич. состояние субъекта,
Б., в отличие от многих инд. религ. и филос. систем, отрицает потусторонность
освобождения от "этого мира". Нирвана выступает вместе с тем как своеобразный
абсолют, причём в филос. аспекте абсолют в Б. описывается как шуньята (букв.
- пустота), в религиозном - как дхармакая (органич. общность всего существующего),
понимаемая как космич. тело Будды. По существу Б. утверждает лишь бытие психологич.
процесса. Поскольку мир оказывается вовлечённым в "я" (не существует противопоставления
"я" и мира), для Б. в строгом смысле не существует и противопоставления субъекта
и объекта, духа и материи. Творч. началом, конечной причиной бытия выступает
волевое решение "я", понимаемого как некая духовнотелесная целостность. (Даже
ваджараяна, кажущаяся наиболее далёкой от осн. положений Б. и представляющая
собой особую систему йогич. практики созерцания, в к-рую в качестве важнейшей
части включён эзотерич. ритуал, служащий средством концентрации "духовной
силы", основана на общем принципе Б. - утверждении особых потенциальных сил,
таящихся в целостности духовнотелесного бытия человека. ) Филос. позицию Б.
можно охарактеризовать как субъективноидеалистическую, однако внеш. мир при
этом включён в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально
существующее, хотя и не отчленённое от субъекта. Из неабсолютной значимости
для Б. всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности
божества. В Б. нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т. е.
вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность
признания "не высших" божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного
и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен
(внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает
тождественность человека богу. Направления и школы в Б. подчёркивают те или
иные его отд. тенденции. В хинаяне учение о личном спасении принимает форму
проповеди преим. личного совершенствования (идеал архата, т. е. лица, "достигшего
освобождения"). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному
освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (букв,
"тот, чья сущность - просветление")- существа, отказавшегося от перехода в
нирвану во имя спасения всех других существ. В ходе своего развития Б. пришёл
к признанию необходимости внеш. форм религ. жизни. Постепенно развивается
сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредств. помощников
в спасении. Пантеон буддийских божеств растёт за счёт введения в него как
богов исконно инд. происхождения, так и заимствованных из религий принявших
Б. народов. Гл. божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые
как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги Б., включая самого
Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны
жизни верующего, начиная от семейнобытовых и кончая всеобщими праздниками,
занимающими видное место в обществ, жизни. Большое значение приобретают круговые
обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение
статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь
храмов приношений и воскурение ароматич. свечей и пр. Распространённым становится
паломничество к священным местам, связанным прежде всего с мощами и следами
Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах. Особенно усложнился
культ в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне
развивается учение о религ. воздаянии, включавшее представление об аде и рае.
Вскоре после возникновения Б. появились также сангхи (монашеские общины),
упорядочившие и определ. образом регламентировавшие анархич. образ жизни первых
последователей Б. Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религ.
организация. Её роль стала весьма заметной с появлением монастырей как постоянных
мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религ. наставник. Естественно,
что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения
и уже поэтому оказавшегося окружённым ореолом исключительности, приобрела
чрезвычайное значение. В странах распространения хинаяны монашество играет
до сих пор огромную роль в обществ, жизни. Совет, даваемый монахом,- закон
для верующего. Монастыри, превратившиеся в крупных земельных собственников
и в важные политич. центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения
(особенно в деревнях), чем правительств, учреждения. Однако вступление в монашескую
общину и выход из неё являются свободными. Монах, даже в роли религиозного
служителя и наставника, не имеет власти прощать и карать и т. д. Б. оказал
существ, влияние на все стороны жизни и особенно на культуру принявших его
стран. Распространение Б. способствовало созданию тех синкретич. культурных
комплексов, совокупность к-рых и образует т. н. буддийскую культуру (архитектура,
скульптура, живопись, лит-pa, буддийская наука и схоластич. образованность),
имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья. В развитии буддийской
культуры в ср. века большую роль играли монастыри. Монахи нередко выступали
в качестве художников, писателей, врачей. Социальная роль Б. определяется
осн. положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал Б. в своём развитии,
его центральным принципом является религ. идея о необходимости освобождения
от пут профанического, -"земного", существования. Всякая связь, в т. ч. любая
социальная, рассматривается Б. как зло. Отрешённость Б. от всего окружающего,
его индивидуалистичность определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано
устранение последователей Б. от борьбы за социальные и политич. преобразования,
от классовой борьбы. Вместе с тем во мн. странах Азии известная часть буддистов
и буддийского духовенства принимает участие в обществ, и политич. жизни; так,
в Юж. Вьетнаме буддисты включаются в нац. -освободит. борьбу; в то же время
есть страны, где буддисты выступают против нац. -освободит. движения и социальных
реформ в этих странах. Структура, управление и степень централизации буддийской
общины в разных странах различны. В Бирме и на Цейлоне нет ни строгой централизации,
ни прямой зависимости общины от гос. власти. В Таиланде же Б. является гос.
религией (король возглавляет буддийскую общину). В Лаосе король также считается
главой местной буддийской общины. Последователи Б., приверженцы хинаяны, составляли
в 60-х гг. 20 в. в Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде ок. 90% населения, на
Цейлоне - ок. 60%. Махаяна имеет последователей в Китае (ок. 17% населения),
Японии (ок. 50%), Корее, Непале и др. Некоторое число буддистов имеется в
Пакистане, Индии (не более 1% населения), а также среди кит. и япон. иммигрантов
в Сев. (ок. 170 тыс. чел. ) и Юж. (ок. 140 тыс. чел. ) Америке. Кроме того,
имеется небольшое число новообращённых буддистов в США (ок. 16 тыс. чел. ),
в Европе (ок. 8 тыс. чел. ). Махаяна в её ламаистской разновидности имеет
нек-рое число приверженцев в МНР, а также на терр. СССР - в Бурятской, Калмыцкой,
Тувинской АССР, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских нац. округах Иркутской
и Читинской областей. Буддийская община в СССР возглавляется Духовным управлением
буддистов СССР, избираемым на духовном соборе. Председатель управления имеет
духовное звание бандидо-хамболама. Его резиденция помещается в Иволгинском
дацане (монастыре), находящемся в 40 км к Ю. от Улан-Удэ. В совр. Б.
существует ряд междунар. организаций. Наиболее влиятельная - Всемирное братство
буддистов, созданное в 1950на Междунар. конгрессе буддистов в Коломбо (Цейлон).
Духовное управление буддистов СССР является членом Всемирного братства буддистов.
В. П. Лучина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я