БУДДИЗМ И ИСКУССТВО.
Обширный круг разнообразных художеств, памятников, связанных
с буддийским культом, сложился на протяжении древности и ср. веков. Буддийские
иконографич. образцы и сюжеты повсюду переплетались с традициями местных культур.
На родине Б. в Индии возникли древнейшие памятники иск-ва, связанного с Б.,
сложились иконографич. традиции, круг символич. представлений и образов, осн.
типы буддийских сооружений - пещерные храмы (где получил развитие своеобразный
синтез архитектуры, скульптуры и живописи), а также ступы, строившиеся
в честь легендарных событий жизни Будды и как хранилища священных реликвий.
Пещерные храмы и подобные ступам памятники (пагоды, дагобы, субурганы,
чортоны, тхаты) широко распространились в др. странах. В Китае, Японии, Корее
сложились разнообразные типы деревянных храмов, развилась не только монументальная,
но и станковая живопись с буддийскими сюжетами. С Б. связаны грандиозные кам.
святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбеджи и др., монастырские комплексы
Индии, Бирмы, Непала и др., ансамбли ламаистских монастырей в Тибете, Монголии,
Бурятии и др. В раннем Б. вместо самого Будды изображались многочисл. символы
- колесо, лань, лев, священное дерево,- связанные с древней индийской космогонией.
Изображения Будды как человека появились лишь в начале н. э. в искусстве Гандхары
и Матхуры (Индия) и впоследствии получили разнообразное претворение в
скульптуре и живописи многих стран. С распространением махаяны буддийская
иконография обогатилась изображениями местных добуддийских божеств. Н.
А. Виноградова. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н г
е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 20: его же, Л. Фейербах и конец классической
немецкой философии, там же, т. 21; Васильев В., Буддизм, его догматы, история
и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857 - 69; Минаев И. П., Буддизм. Исследования
и материалы, т. 1, в. 1 - 2, СПБ, 1887; Розенберг О. О. (сост. ), Введение
в изучение буддизма но японским и китайским источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской
философии, П., 1918; Г Цербатской Ф- И., Философское учение буддизма, П.,
1919; Кочетов А. Н., Буддизм, М., 1968; [И л ь и н Д. Ф. и К о ч е т о в А.
П. ], "Буддизм и основы его учения, в кн. : Общество и религия, М., 1967;
Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Васильев
Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; Walleser М., Die
buddhistische Philosophic in ihrer §eschichtlichenEntwicklung,Hdlb.,
1904; tcherbatskyTh. D.,
The central conception of Buddhism and the meaning of the word „Dharma", L.,
1923: P r z у 1 u s-ki J., Le bouddhisme, P., 1932; Th о ma s E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933;Conze
Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951; G 1 a s e-n a p p
H. von, Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Frauwallner E., Die Philosophic
des Bouddhismus, В.,
1956; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme in-dien. Des origines a 1'ere Saka,
Louvain, 1958: Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason
and meditation, 2 ed., B.,, 1958; Suzuki D. Т.,
Outlines of Mahayana Buddhism, L., 1907; Mur-t i T. R. V., The central philosophy
of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]; Dasgupta S. B.,
An introduction to Tantric Buddhism, Calc., 1950; Ва-reau
A., Les sectes bouddhiques du Petit Venicule, [Saigon], 1955; March A. Ch.,
A Buddhist bibliography, L., 1935. В. П. Лучина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я