БУЕР
(голл.
boeier), кабина (или платформа), установленная на коньках или колёсах, передвигающаяся
по льду или суше с ровным рельефом при помощи парусов и применяемая для спорт,
и туристических целей. Первые Б. (парусная шлюпка на полозьях) появились в
России в 18 в. ; затем шлюпку заменила треугольная рама. Такие Б. сев. поморы
и рыбаки Онежского оз. применяли для промысловых целей. Первые спорт, гонки
на Б. в России состоялись в 1890 в петерб. речном яхт-клубе. Неск. ранее получил
признание буерный спорт в США, где первый спорт. Б. был построен в 1790, а
в 1856 организован буерный клуб. В 1875 впервые учреждён междунар. приз в
гонках, разработаны правила соревнований и определены классы Б. С нач. 20
в. буерный спорт стал пользоваться большой популярностью в Прибалтике - в
Хаапсалу (Эстония) буерные гонки проводятся с 1904. В 1931 создан Европейский
буерный союз (ЕЕУ). В СССР в 1946 в Риге проведено первое всесоюзное соревнование,
а с 1947 чемпионаты СССР проводятся регулярно. В совр. спорт. Б. к корпусу
(кабина или платформа для размещения членов экипажа) крепятся рулевой конёк
(колесо), соединённый с румпелем или штурвалом, и поперечный брус с двумя
боковыми коньками (колёсами) по концам, что обеспечивает необходимую остойчивость
и хорошую управляемость. На корпус устанавливается мачта с парусом. Б. на
коньках обычно развивает скорость от 60 до 80 км/час. Сов. спортсмены,
добившиеся лучших результатов в буерных гонках (И. П. Матвеев, 1949; Э. Ф.
Кузьминов, 1956: П. Т. Толстихин, 1962; В. Е. Гире, 1966) на буерах различных
классов достигали скорости от 96 до 122 км/час. Соревнования проводятся
на буерах-монотипах междунар. классов ("Монотип ХУ" и "Д") и буерах нац. классов
("С-20", "С-12" группы "А" и "С-12" группы "Б"). Буера-монотипы строятся и
классифицируются по единым официальным правилам и имеют строгие ограничения
во всех размерах. Конструкция и осн. размеры буеров нац. классов строго не
ограничены, за исключением размеров паруса, мачты и нек-рых др. деталей. Мировые
рекорды по буерному спорту не регистрируются. Континентальные чемпионаты проводят
междунар. объединения Европы и Америки. Во время Вел. Отечеств, войны 1941
- 1945 буера использовались как средство разведки, связи и транспорта, в частности
при поддержании связи с осаждённым Ленинградом по "Дороге жизни" через Ладожское
озеро. Лит.: Короввльский Д. Н., Буерный спорт, М., 1969. И. П.
Лавров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я