БУКВАРЬ
учебник
для обучения грамоте, первое пособие по развитию речи и логич. мышления у
детей; иллюстрированный Б. является также одним из первонач. средств эстетич.
воспитания. Обучение грамоте осуществляется по разным методам (слоговому,
звуковому, "методу целых слов" и т. д. ), в соответствии с к-рыми создаются
Б. Для рус. языка наиболее целесообразен звуковой аналитикосинтетич. метод
обучения грамоте, на основе к-рого и составляются совр. сов. Б. Бук восточный:
а - ветка с плодами; 6 - мужской цветок; в- плоды в плюске.
Букарка: 1 - жук; 2 - личинка; 3 - куколка. Первыми славянорус.
Б. были азбука-грамматика Ивана Фёдорова (Львов, 1574), букварь Лаврентия
Зизания (Вильно, 1596) и аналогичный ему букварь В. Бурцева (Москва, 1634).
В 17 в. лучшим Б. был иллюстрированный букварь Кариона Истомина (1694), содержавший
предметные рисунки к каждой букве. В 16-18 вв. Б. составлялись по буквосла-гательному
методу. В сер. 19 в. появляются Б., составленные по слоговому, а затем по
звуковому методу (Ф. Студитского, 1846, В. Золотова, 1860). В 1864 К. Д. Ушинский
создал первый рус. Б., построенный по звуковому аналитикосинтетич. методу.
В 1875 вышли "Новая азбука" Л. Н. Толстого, составленная по т. н. слуховому
методу. Последователи Ушинского (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. А. Флёров
и др. ) внесли в звуковой аналитикосинтетич. метод и в Б. ряд усовершенствований.
Первые сов. Б., составленные по т. н. методу целых слов, были заменены в 1932
Б., в которых восстанавливался звуковой аналитикосинтетич. метод (П. О. Афанасьева,
Н. А. Костина). С этого времени все Б. составлялись по этому методу. В 1937
были утверждены буквари А. В. Янковской и Н. М. Головина. В 1945 их сменили
буквари А. И. Воскресенской и С. П. Редозубова. На основе букваря Редозубова
Академией пед. наук были разработаны букварь (1953) и новый стабильный Б.
(1965). В создании последнего Б. впервые принимали участие Академия художеств
и сов. писатели, благодаря чему новый Б. отличается от предшествующих большей
насыщенностью художеств. текстами, красочными сюжетными и предметными картинками.
В АПН СССР ведётся дальнейшая экспериментальная работа по совершенствованию
Б. Лит.: Редозубов С. П., Методика обучения чтению и письму в начальной
школе, Избр. труды, М., 1961; Янковская А. В., Букварь, в ктч. : Педагогическая
энциклопедия, т. 1, М., 1964. Л. К. Назарова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я