БУКВЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

БУКВЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ темы муз. произведений, основное мелодич. ядро
к-рых образовано из звуков, в буквенном (порой и слоговом) обозначении составляющих
определённое слово - фамилию, имя (чаще всего самого композитора), название
местности и т. п. - или входящих в такое слово наряду с др. буквами. Многие
композиторы клали в основу тем муз. расшифровку фамилии Bach (последование
звуков си-бемоль, ля, до и си) - сам И. С. Бах (в "Искусстве фуги"), Р. Шуман
(6 фуг для органа или фп. ), Ф. Лист (фантазия и фуга для органа), Н. А. Римский-Корсаков
(фуга из написанных коллективно "Парафраз" для фп. в четыре руки, 6 вариаций
для фп. ) и др. В основе темы вариаций для фп. ор. 1 Р. Шумана, часто использовавшего
Б. м. т.,- муз. расшифровка фамилии знакомой композитора - Abegg; его "Карнавал"
для фп. определён композитором как "маленькие сцены на четыре ноты S(=еs),
с, h, a; в др. комбинациях буквы эти образуют назв. города Asch. К Б. м. т.
обращались также И. Брамс, М. Равель, В. д'Энди и др. зарубежные композиторы.
Из рус. композиторов их многократно использовал А. К. Глазунов [ряд сочинений
на муз. расшифровку слова "S (es)a s(es) cha" - "Саша", имени композитора].
Струнный квартет на слово Be=la=f (фамилия рус. муз. деятеля М. П. Беляева),
где сочетаются буквенное и слоговое обозначения звуков, написали Н. А. Римский-Корса-ков,
А. К. Лядов, А. П. Бородин и А. К. Глазунов. В 10-й симфонии Д. Д. Шостаковича
использована муз. расшифровка его инициалов Д. Ш. (DS[es]CH); пассакалию на
эти же инициалы создал англ, композитор Р. Стивенсон.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я