БУКСИРНОЕ СУДНО
Буксир(от голл. boegseren - тянуть), самоходное судно
для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов или др. плавучих сооружений.
Б. с. бывают морские, речные, озёрные и рейдовые. По назначению Б. с. подразделяются
на: буксировщики, осуществляющие вождение на буксирном тросе; к а н т о в
щ и к и, оказывающие помощь судам при их швартовке к причалам; толкачи - для
вождения судов путём толкания (рис. ); спасатели - для оказания помощи аварийным
судам в открытом море и их буксировки в порт-убежище. Назначение Б. с. определяет
величину тяги на гаке и мощность гл. двигателей: мелкие портовые Б. с. (буксирные
катера) имеют мощность до 150 кет (200 л. с.), совр. Б. с. -спасатели
-6-7 тыс. кет (8-9 тыс. л. с. ) и более. Б. с. оборудуются буксирным
устройством, представляющим собой совокупность механизмов и приспособлений,
служащих для удержания и отдачи троса, с помощью к-рого Б. с. ведёт за собой
др. суда, плоты и пр. Оно обычно состоит из буксирного гака, укреплённого
на шарнире и перемещающегося по буксирной дуге, буксирных арок и намётки (или
серьги); вместо гака часто устанавливают буксирную лебёдку, поддерживающую
постоянное натяжение троса. Буксирный гак обеспечивает дистанц. отдачу буксирного
троса, а на портовых Б. с. - автоматическое снижение высоты подвеса при изменении
направления тяги с продольного на боковое, чтобы избежать опрокидывания. Б.
П. Хабур, Э. Г. Логвиновыч. Буксир-толкач.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я