БУНКЕР-ПОЕЗД
горный
агрегат дчя перемещения и разгрузки горной массы (реже Б. -п. производит загрузку).
Б. -п. состоит из шарнирно соединённых одноосных узкоколейных секций с высокими
бортами. Секции образуют сплошной жёлоб-бункер, по дну к-рого проложен изгибающийся
скребковый или пластинчатый конвейер, служащий для распределения горной массы
по всей длине Б. -п. при его загрузке и для последующей разгрузки. Кроме конвейерных,
существуют конструкции Б. -п. со скреперным заполнением и разгрузкой, с вибрационными
секциями, с откидными днищами и др. Ёмкость Б. -п. от 20 до 40 м3
и более. Откатка Б. -п. обычно осуществляется рудничными локомотивами.
Самоходный Б. -п., оснащённый рабочим органом для погрузки горной массы, представляет
собой погрузочно-транспортный агрегат. Б. -п. ликвидирует трудоёмкие
операции на погрузочных и обменных пунктах шахт, связанные с погрузкой в отд.
вагонетки, а также обеспечивает эффективное использование ёмкости поезда.
Б. -п. применяют для транспортировки горных пород при проходке подземных горных
выработок, полезных ископаемых из забоев, а также вспомогат. материалов (балласта,
закладочных материалов и др. ). Лит.: Пейсахович Г. Я., Погрузочноразгрузочные
комплексы подземного транспорта за рубежом, М.. 1964; Юрков В. Н., Б е л я
ш о в В. Н., Конвейеры, конвейерные и бункерные поезда на горнопроходческих
работах, М., 1966. А. А. Пархоменко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я