БУРЛАКИ
,
рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие
их по воде с помощью вёсел. Б. появились в кон. 16 - нач. 17 вв. Развитие
бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при технич. несовершенстве
водного транспорта. Гл. районы бурлачества: Волжский - от Москвы до Астрахани,
Беломорский - от Москвы к Архангельску и Днепровский - на Украине. Основная
масса Б. - крестьяне, уходившие на заработки гл. обр. из Симбирской, Саратовской,
Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской
и Пензенской губ. Условия найма фиксировались в письм. договорах. Большая
часть Б. нанималась зимой по пониженным ценам ради получения задатка, шедшего
на уплату повинностей. Обычно нанимались артелями (4-6, иногда 10-40 чел.
), к-рые сливались затем в большие артели (до 150 чел. ), связанные круговой
порукой. Окончат, расчёт Б. получали лишь при завершении путины. Часто
заработанных денег не хватало даже на возвращение домой, иногда Б. возвращались
с долгом. В связи с технич. прогрессом бурлачество теряло своё значение.
В нач. 19 в. на Волге и Оке насчитывалось до 600 тыс. Б., в 1851 ок. 150
тыс. С развитием пароходства число Б. ещё более сократилось. К нач. 20
в. бурлачество исчезло. Лит.: Родин Ф. Н., К истории волжского бурлачества,
Саратов, 1926; Архангельский С. И., Очерки по истории промышленного пролетариата
Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII - "Бурлаки на Волге". Картина
И. Е. Репина. 1870-73. Русский музей. Ленинград. XIX
в России XVIII в., "Вопросы истории", 1952, № 2.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я