БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются
непроизводственные и производственные услуги. Б. о. характеризуется общественноорганизованными
способами и формами удовлетворения непосредств. материальных и духовных потребностей
людей вне их профессиональной и обществ. -политич. деятельности. В совр. условиях
Б. о., располагавшее в недалёком прошлом кустарными мастерскими, становится
отраслью нар. х-ва с соответствующей индустриальнойб материальнотехнич. базой
- пром. предприятиями, производств, объединениями и комбинатами Б. о., имеющими
высокопроизводит. машины и механизмы. Он" приобретает всё более универсальный
характер при специализации отд. видов. и типов обслуживания. Предприятиями
Б. о. производится изготовление по индивидуальным заказам предметов личного
потребления, восстановление утраченной потребительной стоимости предметов
домашнего обихода и личного пользования, оказание личных услуг. К Б. о. относят
деятельность предприятий и орг-цин, занимающихся ремонтом жилья, изготовлением
и ремонтом мебели по индивидуальным заказам, стиркой, химич. чисткой и крашением
вещей, индивидуальным пошивом и ремонтом обуви, одежды, меховых и трикотажных
изделий, охраной, профилактикой и ремонтом автомобилей, ремонтом технич. бытовых
машин и приборов, теле-и радиоаппаратуры, а также муз. инструментов, оказанием
услуг по хранению вещей в ломбардах, фотоуслуг и услуг парикмахерских, прокатом
предметов культурнобытового и спортивного назначения и хоз. обихода, услугами
по уборке квартир, выполнением разных поручений и др. По мере социального
развития, технического прогресса, а также улучшения материального благосостояния
населения значение общественноорганизованных форм удовлетворения материальных
и духовных потребностей людей возрастает. Социальное содержание Б. о., доступность
бытовых услуг населению, степень-и пропорции развития отд. их видов, характер
и глубина воздействия их на быт и труд населения обусловливаются не только
уровнем развития производительных сил, но прежде всего способом обществ, произ-ва.
При социализме расширение сферы услуг вообще и Б. о. в частности - один из
показателей роста и развития нар. х-ва и увеличения благосостояния всего населения.
В период построения комму-нистич. общества создаются условия для ускоренного
развития общественноорганизованных форм Б. о. населения. Оно направлено на
постепенную замену домашнего х-ва обществ, формами Б. о. и ликвидацию на этой
основе остатков фак-тич. неравенства женщин в быту, устранение социальноэкономич.
и культурных различий между городом и деревней, выравнивание бытовых условий
жизни населения центр, областей и отдалённых районов страны, воспитание коллективизма
в быту. Совместно с др. отраслями сферы обслуживания (напр., с торговлей,
общественным питанием,
детскими учреждениями, жилишнокоммунальным х-вом
и т. д. ) предприятия Б. о. постепенно производят замену отд. элементов домашнего
х-ва крупным обществ, произ-вом и организованным обслуживанием многих сторон
быта. (См. также Коммунальные услуги.) Оно имеет огромное значение
для подъёма деревни в экономич. и культурнобытовом отношении, а также- для
замедления процесса миграции сельского населения в города. Расширение Б. о.
содействует улучшению использования свободного времени трудящихся, повышению
их культурного уровня, лучшей организации отдыха. В СССР для организац. руководства
и улучшения Б. о. населения в союзных республиках (с 1965) были образованы
специальные мин-ва Б. о. Созданы самостоятельные управления Б. о. населения
краёв и областей. Их деятельность проходит под контролем Советов депутатов
трудящихся. В 1970 гос., кооперативные и обществ, предприятия и орг-ции Б.
о. оказали населению св. 450 видов бытовых услуг на сумму св. 4 млрд. руб.
(в 1960- 1,1 млрд. руб. ). В Б. о. в 1968 имелось 225,8 тыс. (в 1960 135 тыс.
) предприятий и приёмных пунктов, где было занято 1,65 млн. чел. Из производственных
(промышленных) видов услуг Б. о. на долю индивидуального пошива и ремонта
одежды в 1967 приходилось 41 %, на ремонт сложной бытовой техники 14,5%, ва
пошив и ремонт обуви 14,3%. Среди. непроизводственных (непромышленных) видов
услуг на первом месте были услуги парикмахерских (54%), затем ремонт и жилищное
строительство (21,1%), фотоуслуги (19,5%). Создана спец. сеть уч. заведений
по подготовке для Б. о. кадров квалифицированных рабочих, техников, инженеров
и экономистов высшей квалификации и разных специальностей. Имеются вузы по
подготовке инженеров и экономистов для системы Б. о. (Москва, Владивосток,
Хмельницкий). Существует сеть исследовательских и проектнотехнологических
институтов, ведущих разработку вопросов улучшения Б. о. населения СССР. При
капитализме развитие Б. о. преследует коммерч. цели и протекает неравномерно.
Особенно быстро расширяются в ряде зарубежных стран предприятия по обслуживанию
и ремонту автомобилей, химич. чистке одежды, а также предприятия по срочному
ремонту бытовой техники и обуви. В США в 70-хгг. из ок. 770 тыс. предприятий
Б. о. с почти 1,9 млн. работников наёмного труда наибольшее место занимает
ремонт и обслуживание автомобилей. Выручка всех предприятий Б. о. составила
почти 17,5 млрд. долл. Нек-рыми видами услуг могут пользоваться лишь привилегированные
слои общества.


Лит.: Семенов
В. В., Сфера обслуживания и ее работники, М., 1966; Услуги и их социальноэкономическая
роль, пер. с польск., М., 1967; Агабабьян Э. М., Экономический анализ сферы
услуг, М., 1968; ЗубчаниновВ. В., Услуги как форма материального производства,
в сб. : Соревнование двух систем. Новые явления в экономике капитализма, М.,
1967, с. 85 -101; Загладина С. М., Рост чистых издержек обращения в экономике
США, там же, с. 128 - 42; Вопросы экономики службы быта, М., 1966. „ С. Л.
Певзнер.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я