БЫТОВОЙ ЖАНР

БЫТОВОЙ ЖАНР один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной
частной и обществ, жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в Б.
ж. играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены. также
в графике и в скульптуре, преим. небольших размеров. В процессе развития Б.
ж. определились присущие ему возможности - от достоверной фиксации увиденных
в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего
смысла и общественноисторического содержания явлений повседнев-. ной жизни.
Бытовые сцены, известные с глубокой древности, в особый жанр иск-ва выделились
в феод, эпоху - в странах Д. Востока и в период формирования бурж. общества
- в Европе. Периоды расцвета Б. ж. нового времени связаны с ростом демократич.
и реалистич. художеств, тенденций, с обращением художников к широкому кругу
областей нар. жизни и трудовой деятельности, с постановкой в искусстве важных
социальных вопросов. Уже в первобытном иск-ве известны сцены охот, шествий,
обрядов. В др. -вост. росписях и рельефах цари и вельможи, ремесленники и
земледельцы часто изображены в характерные моменты их жизни. В др. -греч.
вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо
и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными
им взаимоотношениями персонажей); значит, место они заняли в эллииистич. и
др. -рим. росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился
возросший интерес иск-ва к обыденным явлениям и частной жизни. В средневековом
искусстве жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни возникали,
как правило, с развитием светских гуманистических тенденций в рамках господствующего
ре-лиг, мировоззрения и часто вплетались в религ. и аллегорич. композиции.
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах - как в Европе (рельефы
собора в Наумбурге, Германия, сер. 13 в. ; рус. росписи 17 в. ), так и в Азии
(росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. ; рельефы Боробудура в Индонезии,
около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв. ; школы светской миниатюры Ирака,
Ср. Азии, Азербайджана, Ирана, Индии, сложившиеся между 13 и 16 вв. ). Появление
первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) связано с религ. -фи-лос.
идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости
как нормы поведения человека в быту. В период Тан (7-10 вв. ) формировались
школы кит. жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу
Фан, Хань Хуан), изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью,
сцены придворного быта. В период Сун (10-13 вв. ) кит. жанристы (Ли Тан, Су
Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких
наблюдений. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религ. и аллегорич. сцены в живописи
- сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти - 14 в. ), а затем в Нидерландах
(Я. ван Эйк, Д. Баутс, Герт-ген тот Синт-Янс - 15 в. ) и др. европ. странах
- стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа
о событиях, радостях и горестях реальной жизни. В 15 в. в миниатюре (братья
Лимбург во Франции), гравюре (М. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Косса в Италии) появились изображения трудового нар. быта, воспринятого как
неотъемлемая часть большого открывшегося человеку реального мира. В итал.
живописи 16 в. (гл. обр. у венецианцев - В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано)
Б. ж. начал постепенно отделяться от религ. и аллегорич. жанров, сохраняя
единую с ними образную систему. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах
(К. Массейс, Лука Лейденский, Питер Артсен), показывая то с морализирующим
юмором, то с убедительной простотой конкретные особенности поведения и бытовую
среду людей разных общественных слоев. В жанровых полотнах нидерландца П.
Брейгеля и в офортах француза Ж. Калло изображение повседневности послужило
для выражения широких обществ. -филос. идей, радости мирной жизни и трагичности
вторгающихся в неё историч. коллизий, несправедливости и насилия; многогранность
восприятия нар. быта проявилась в сочетании достовер- гротеска, драматизма и юмора, интимности и эпич. размаха. Окончательно европ.
Б. ж. сформировался в 17 в., в обстановке борьбы феод, и бурж. укладов, утверждая
себя как иск-во реальной жизни и частный быт - как общественно значимое явление.
Караваджо в Италии и его последователи во мн. странах демонстративно противопоставляли
идеализированным, далёким от жизни образам маньеризма и академизма
возвеличенную грубую прозу быта обществ, низов. Дальнейшее развитие Б.
ж. 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с
его поэтич. восприятием в свете обществ, идеалов художника. Во Фландрии П.
П. Рубенс и Я. Иордане избирали Б. ж. для эпич. воплощения могучих жизненных
сил народа, красочности его бытового уклада. Во Франции Л. Ленен стремился
показать не только характерные черты облика и трудового быта крестьян, но
и присущие им моральную стойкость, чувство достоинства. Испанец Д. Веласкес
наполнил высокой поэзией реальные сцены придворного и нар. быта, показывая
эмоциональную связь человека со средой, сопоставляя изысканность и сословную
гордость дворянства со здоровой и естеств. красотой простых людей. Ведущее
положение Б. ж. занял в первой бурж. стране - Голландии, возводя в обществ,
идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни; голл. жанровая живопись поэтизировала
крест, или бюргерский быт с его особым настроением, интимной атмосферой мирного
уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха,
Г. Метсю). В 17 в. наметилось расхождение между демократич. направлением в
Б. ж., приближавшимся иногда к осознанию противоречий жизни (графика Рембрандта,
ряд картин фламандца А. Брауэра. голландца Я. Стена, итальянцев С. Розы и
Дж. М. Креспи), и идеализирующим иск-вом, рисовавшим Картины идиллич. благополучия
жизни крестьян (Д. Тенирс во Фландрии) или богатого гор. бюргерства (К. Нетсхер
в Голландии). Победа идеализирующего направления привела к упадку голландского
и фламандского Б. ж. в конце 17 в. Ким Хон До. "Танец". Корейская живопись
на бумаге. Около 1760. Национальный музей. Сеул. В Б. ж. 18 в., в противовес
идиллич. пасторалям и "галантным сценам" дворянского иск-ва рококо (Ф. Буше
во Франции), с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли
оурж. семейный жанр и антифеод, бытовая сатира. Социальнокритич. направлению
в Б. ж. положили начало сатирич. картины и гравюры англичанина У. Хогарта,
едко высмеивавшего нравы общества, стремившегося к детальной драматургич.
разработке жанровых сцен. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся
часто к реалистич. переосмыслению -"галантного жанра") внесли в Б. ж. психо-логич.
тонкость и остроту жизненных наблюдений; проникновенной поэзией домашнего
быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена; сентиментальные
полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего
сословия. Реалистич. тенденции бурж. Б. ж. проявились в иск-ве Италии (П.
Лонги), Германии (Д. Ходовецки), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норб-лин).
На рубеже 18-19 вв. испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные
страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам
людей из народа. В России развитие Б. ж. во 2-й пол. 18 в. связано (за исключением
"домашней сцены" И. Фирсова "Юный живописец") с интересом к крестьянину; и
здесь идилличности идеализированных сельских сцен (И. М. Танков) противостояли
любовное и точное изображение традиц. крест, быта в картинах М. Шибанова,
суровая, бескомпромиссная правдивость показа крест, нищеты в акварелях И.
А. Ерменёва. В 16-18 вв. переживает расцвет Б. ж. в ряде стран Азии - в полной
тонкого изящества и ярких жизненных наблюдений миниатюре Ирана (Реза Аббаси)
и Индии (Манак, Рамлал), в корейской живописи, остро и лаконично воссоздававшей
сцены жизни трудового люда (Ким Хон До), и особенно в япон. живописи и графике,
необычайно точно, разнообразно и остроумно отразивших жизнь всех кругов общества
(Судзуки Ха-рунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хо-кусай). В 19 в. художники
демократич. направления обращались к Б. ж. как к программному иск-ву,
позволявшему критически оценить и разоблачить социальные отношения и моральные
нормы, господствовавшие в бурж. -дворянском обществе, и их проявления в повседневном
быту, отстаивать права трудовых, угнетённых людей, сделать зрителя непосредств.
очевидцем наполнявших повседневный быт социальных противоречий и конфликтов.
В 1-й пол. века в эстетич. утверждении повседневности важную роль сыграло
правдивое, но одностороннее, пленяющее поэтич. простодушием и трогательной
искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и гор.
демократич. слоев (А. Г. Венецианов и венециановская школа в России,
Дж. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; художники бидермейера
-
Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К.
Кёбке в Дании). Франц. романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в Б. ж. дух
протеста, обобщённость и психологич. насыщенность образов простых людей; О.
Домье в сер. 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной
типизации, зорким аналитич. изучением жизни всех обществ, слоев, сатирич.
разоблачением моральных устоев бурж. мира. Разработанные Домье принципы социальнокритич.
реализма приняли новую форму во 2-й пол. века. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции,
А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлс в Голландии,
У. Хомер в США, белы, скульптор К. Менье придали Б. ж. впечатляющую силу достоверности,
обобщения непосредственно наблюдённых в действительности повседневных сцен,
создали убеждающие своей жизненной конкретностью образы крестьян и рабочих,
подавленных тяжестью труда, но духовно не сломленных и полных достоинства.
В Б. ж. рус. критич. реализма сатирич. разоблачение крепостнич. уклада и сочувствие
обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев,
развёрнутой повество-вательностью, подробной драматургич. разработкой сюжета
и отношений героев. Эти черты, чётко проявившиеся в сер. 19 в. в полных жгучей
насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и укр. художника
Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г.
Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с
глубоким лирич. переживанием жизненных трагедий крестьянства и гор. бедноты.
На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников, к-рый
сыграл ведущую роль в их иск-ве, исключительно полно и точно отразившем нар.
жизнь 2-й пол. 19 в., напряжённо осмыслявшем ее коренные закономерности. Развёрнутую
типизированную картину быта всех слоев рус. общества дали Г. Г. Мясоедов,
В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский и - с особой глубиной и размахом
- И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и таящиеся
в нём могучие жизненные силы и героизм борцов за его освобождение. Такая широта
задач жанровой картины нередко сближала её с ист. композицией. В картинах
Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце 19
- нач. 20 вв. отразились противоречия капитализма, расслоение деревни, жизнь
и борьба рабочего класса и сельской бедноты. Б. ж. передвижников нашёл широкий
отклик в иск-ве Украины (Н. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
М. Пэн), Латвии (Я. М. Ро-зентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Га-башвили,
А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократич. реализма
в Б. ж. 19 в. были связаны со становлением и подъёмом художеств, культуры
мн. народов в ходе их борьбы за нац. и социальное освобождение: прочувствованные
изображения нар. жизни создали М. Мунка-чи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии,
А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Т. Аман и Н. Григореску в Румынии,
И. Мырквичка в Болгарии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романь-яч
на Кубе. Б. ж., отвечавший осн. задачам социальнокритич. иск-ва 19 в., получил
в это время повсеместное распространение и завоевал популярность в самых различных
кругах зрителей, искавших в жанровых произв. отражения собств. образа жизни.
Жанрово-бытовые черты глубоко проникают в портрет, пейзаж, ист. и батальную
живопись. Успехи Б. ж. способствовали вместе с тем появлению его салонных,
"великосветских", обывательскинатуралистич., декоративноэкзотич. и др. вариантов;
в Б. ж. распространялись тенденции религ. -патриархальной или бурж. морали,
сентиментальной идилличности или анекдотич. развлекательности. Ослаблением
социальнокритич. тенденции отмечено творчество ряда крупных жанристов, живо
и метко запечатлевших характерные особенности нар. быта (Ж. Бастьен-Лепаж,
Л. Лер-мит во Франции; Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии; К. Е. Маковский в России).
В противовес постепенно мельчавшим и терявшим социальную остроту традиц. формам
Б. ж., с 1860-70-х гг. утверждался и новый тип жанровой картины, связанный
мн. чертами с импрессионизмом и разработанный во Франции Э. Мане, Э. Дега,
О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотре-ком. На первый план в нём выступают красота преображённой
иск-вом обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного
аспекта жизни, мгновенно схваченных В. Г. П е р о в. "Чаепитие в Мытищах".
1862. Третьяковская галерея. Москва. Ж. Ф. Милле. "Прививка дерева" 1855.
Частное собрание. Нью-Йорк. ситуаций, изменчивых настроений и состояний, острая
характерность облика и привычных движений персонажей, интерес к людям, стоящим
вне обществ, норм (художеств, богема, полусвет, люди "дна"). Ряд стилистич.
особенностей этого типа жанровой картины восприняли во мн. странах мастера
Б. ж., стремившиеся соединить широту восприятия нар. жизни со свежестью и
неожиданностью аспектов (М. Либерман в Германии, Э. Верен-шёлль и К. Крог
в Норвегии, А. Цорн и Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Англии, Т. Эйкинс
в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России). В конце 19 - нач.
20 вв. определяется, отчасти как реакция на мимолётность импрессионистич.
образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала,
первичные основы бытия, его философски-символич. содержание; эта тенденция,
возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая
сюжетное действие лирич. переживанием, знаменовала разрыв с традицией Б. ж.
19 в. ; часто она была призвана выразить то некую мистич. сущность жизни (Э.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии), то романтич. порыв, устремление от
быта к одухотворённой мечте (П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов, К.
С. Петров-Водкин в России), то неудовлетворённость и страстный протест против
унижения человека (В. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Резкое обострение
социальных противоречий во всех областях жизни 20 в., войны и революции, нац.
-освободит, движения, бурное развитие пром-сти, техники, рост городов, решительно
изменившие быт миллионов людей, возродили и революционизировали иск-во Б.
ж. в ка-питалистич. странах, придали ему импульсивность и боевую целенаправленность,
стремление бесстрашно исследовать все закоулки жизни, показать не только невзгоды
и страдания рядовых людей, но и их стойкость и готовность к борьбе. Этим задачам
ответили произв. Б. ж., созданные в 1-й пол. века Т. Стейнленом во Франции,
Ф. Брэнгвином в Англии, К. Кольвиц в Германии, Д. Риверой в Мексике, Дж. Беллоузом
в США, Д. Дерковичем в Венгрии, Н. Балканским в Болгарии, белы, графиком Ф.
Мазере-лем. После 2-й мировой войны это направление было продолжено Р. Гуттузо
и А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Ма-кото
в Японии. Характерной чертой Б. ж. стало соединение обострённо воспринятых
характерных черт будничной жизни с обобщённостью, эмоциональной насыщенностью,
зачастую символичностью образов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии
и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. В освобождающихся
и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы нац. Б. ж.,
поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению
жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил и К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди
в Индонезии, М. Сабри в Ираке, скульпторы М. Мухтар в Египте, Кофи Антубам
в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). В сов. иск-ве Б. ж. приобрёл новые черты, обусловленные
становлением и развитием социалистич. общества,- ист. оптимизм, утверждение
самоотверж. свободного труда и нового быта, основанного на единстве обществ,
и личных начал. Этим единством определяется и принципиальная близость бытового
и ист. жанров, часто переплетающихся между собой. Б. ж. сыграл важнейшую роль
в становлении сов. иск-ва, многосторонне отражая строительство социализма
и коммунизма, формирование духовного мира сов. людей. С первых же лет Сов.
власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть
перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 1920-х гг. объединение АХРР
устроило ряд выставок, посвящённых сов. быту, а его мастера (Е. М. Чепцов,
Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типич.
образов, показывающих духовный рост сов. людей, их новые взаимоотношения в
быту. В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение
ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй
картин, посвящённых строительству, индустриальному труду, спорту. Искания
мастеров АХРР и ОСТ органически вошли в радостное, жизнеутверждающее иск-во
1930-х гг. Живописцы С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г.
Одинцов, Ф. Г. Кричевский, скульптор И. М. Чайков запечатлели светлые, красочные
стороны гор. и колхозного быта. В сов. Б. ж. отразились и трудная фронтовая
и тыловая жизнь военных лет с её горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева,
Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого; графика А. Ф. Пахо-мова,
Л. В. Сойфертиса), и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда
и обществ, жизни, типич. черты бытового уклада в послевоен. годы (картины
Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М.
Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Со 2-й пол. 1950-х гг.
мастера сов. Б. ж. стремятся расширить круг наблюдений над совр. жизнью, показать
мужество и волю сов. людей, крепнущие в созидательной работе, в преодолении
трудностей. В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П.
Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтне-ра, И. А. Зариня, И. Н.
Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная
жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями.
Важный вклад в реалистич. иск-во Б. ж. внесли художники социалистич. стран,
ярко отразившие становление новых обществ, отношений в жизни своих народов,
показавшие характерные черты нац. быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии,
В. Вомака в ГДР, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен-дык-Нунг во Вьетнаме, Ким
Ён Чжун в КНДР, Цзян Чжао-хэ в КНР). Илл. см. на вклейках - к стр. 192 и табл.
XV, XVI (стр. 160-161;. Лит.: Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959;
Никифоров Б, М., Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX
века, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX - начала XX века, М., 1964;
Brieger L., Das Genrebild. Die Entwicklung
der bur-gerlichen Malerei, Munch.. 1922; Hiitt W., Das Genrebild, Dresden,
[1955]. A. M. Кантоо.



И. А.
3аринь. "Какая высота!". 1958. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.



Р. Гуттузо.
"Воскресенье у калабрий-ского рабочего в Риме". 1960-61. Музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я